Батареи отопления биметаллические плохо греют
Батареи отопления биметаллические плохо греют
Этиленгликоль часто служит основой для производства антифриза. Показатели теплоемкости у этого состава ниже, чем у воды, приблизительно на 15—20%: как накопление, так и отдача тепловой энергии производится им несколько хуже.
Причины и способы устранения плохого нагрева радиаторов и батарей отопления, а также всей системы
Причина 1: воздушные пробки
Часто батареи в квартире холодные или недостаточно теплые из-за воздушных пробок. Как правило, такая проблема актуальна для жителей верхних этажей, так как воздух по трубам стремится именно вверх. Для того чтобы ликвидировать воздушные пробки, используется кран Маевского. Он позволяет выпустить собравшийся воздух и обеспечить полноценную циркуляцию теплоносителя в трубах.Причина 2: неоптимальное подключение батарей отопленияПервым признаком неправильного подключения является неравномерный прогрев батареи. Радиатор будет греть недостаточно сильно, если подача воды идет снизу. Лучше всего в таком случае изменить схему подключения с боковой или нижней на диагональную.Причина 3: большое количество секций радиатораНеравномерный и слабый прогрев радиатора может быть следствием слишком большого количества секций. Лучше не допускать установки батареи более чем на 12 секций.Причина 4: низкая температура теплоносителяИногда батареи остаются холодными зимой из-за низкой температуры самого теплоносителя (воды). В этом случае необходимо обратиться в домоуправление.
Часто после покупки и установки новых батарей люди задают вопрос: «Верх батареи горячий низ холодный, что делать?». Дело в том, что патрубки входа/выхода и сам лабиринт теплообменника имеет меньший условный проход. Поэтому в контуре, рассчитанном на чугун, давление просто не может преодолеть сопротивление и продавить теплоноситель через весь теплообменник.
У новых биметаллических радиаторов низ холодный, в то время как верх горячий: возможные причины
Как уже отмечалось, у всех моделей нагрев нижней области слабее, чем верхней. Это объясняется высокой теплоотдачей биметалла – вода за время прохода успевает основательно остыть. Отсюда и разница температур, которая так беспокоит владельцев.Когда не стоит беспокоиться
Но при таких несущественных перепадах причин для волнения быть не должно – это нормальная ситуация, если учитывать особенности этого типа приборов:- Единственный вертикальный канал в каждой секции (например, у чугунных изделий их два).
- Небольшой диаметр канала (мало теплоносителя), но эффективная теплоотдача за счет специальной конфигурации ребер.
- Профилированные конвекционные каналы между ребрами секций способствуют усиленной теплоотдачи, независимо от того, какой производитель у батареи – итальянский или российский.
- Тонкие стенки секций быстро нагреваются, но и настолько же быстро остывают. Поэтому, если у вас дома стоят биметаллические радиаторы и низ холодный, а верх горячий у приборов, это свойство нужно учитывать.
Вероятные причины неравномерной теплоотдачи
Несмотря на сходные тенденции, каждый случай необходимо рассматривать индивидуально. Если отбросить три важных фактора: неверный расчет мощности котла, насоса и количества батарей, то следует принять во внимание вероятность появления следующих проблем:- Воздушные пробки – неизбежное следствие мероприятий по заполнению конструкции теплоносителем. Дополнительным симптомом является булькающие или шипящие звуки. Решение – монтаж крана Маевского.
- Засорение приборов отопления – результат пренебрежения регулярной промывкой системы, особенно в квартирах с центральной системой отопления.
- Неудовлетворительная циркуляция теплоносителя – если дальние отопительные узлы плохо нагреваются, то стоит рассмотреть эту причину, в частности в системах с естественным кругооборотом. Решить проблему, когда вверху биметаллические радиаторы горячие и внизу чересчур холодные, поможет установка циркуляционного насоса.
- Некорректная работа отопительной конструкции – довольно частый фактор, когда не отрегулирован байпас. Даже опытные домашние мастера, знающие, как правильно установить батарею своими руками , допускают ошибки при совершении пусконаладочных работ.
- Неполадки запорной арматуры – грамотная установка этих агрегатов еще не гарантирует, что со временем механизм или электронная начинка не выйдет из строя.
Восходящая часть по рисунку слева. Изображен тот же самый стояк со «смещенными» к радиатору байпасами.
Рассмотрим работу П-образного стояка в его восходящей части.
Восходящая часть по рисунку слева. Изображен тот же самый стояк со «смещенными» к радиатору байпасами.Видно, что теплоноситель, поднимающийся по стояку (например 2-й этаж), на повороте меняет свое направление влево, и часть его по инерции «заскакивает» в радиатор. Но, к сожалению теплоноситель поступает в радиатор неоптимальным образом, т.е. не в верхний, а в нижний коллектор радиатора. Другая часть теплоносителя, которая не смогла пройти через радиатор, проходит через байпас снизу вверх. После чего оба потока теплоносителя смешиваются в один. Далее этот поток, по стояку идёт на верхние этажи (а уже оттуда спускается вниз, через правую-нисходящую часть П-образного стояка).Такая подача снизу-вверх по одной вертикальной части стояка, называется «нижней подачей».При этом «встроенный» в радиатор гравитационный насос, не помогает циркуляции по стояку, а препятствует. Но этот момент был учтен при проектировании, и компенсирован подбором мощности консольного циркуляционного насоса в теплопункте. Также была учтена внутренняя конструкция именно чугунного радиатора.Фактически первая секция чугунного радиатора, при широких проходах, позволяла чугунным радиаторам нормально отдавать тепло и отапливать помещения, даже при «нижней» подаче. Так как первая секция, работала внутри радиатора, как гидравлический разделитель (гидрострелка). Вот так циркулирует теплоноситель внутри чугунного радиатора при «нижней подаче».
Теплоноситель поступает в нижний коллектор радиатора, потом по одной-двум секциям чугунного радиатора поднимается в верхний коллектор радиатора. Потом уже двигается по верхнему коллектору вправо, постепенно опускаясь-охлаждаясь в других секциях и собираясь в нижнем коллекторе. Двигаясь далее по нижнему коллектору влево, остывший теплоноситель внизу первой секции подмешивается к поступающему горячему, и так по кругу и циркулирует внутри радиатора исключая одну-две левых секции.Фактически, одна-две левых секции чугунного радиатора работают при этом как гидроразделитель (гидрострелка). А циркуляция в правой части секций, исключая левые крайние секции, происходит опять же за счет работы «встроенного» гравитационного насоса. Циркуляция же через левые секции-гидроразделитель, происходит под воздействием напора циркуляционного насоса, установленного в теплопункте.Понятное дело, что количество (объем) теплоносителя в единицу времени (массовый расход), проходящего суммарно через левую секцию чугунного радиатора и байпас радиатора, должен быть настолько большим, чтобы обеспечивать достаточным количеством тепла все шесть радиаторов (в случае девятиэтажки восемнадцать радиаторов). Для этого, количество и скорость теплоносителя должны быть в расчетном интервале. А уже это, может быть обеспечено, только при относительной чистоте труб и радиаторов, а также невмешательстве жильцов и неграмотных работников ЖЭУ (УК) в проектную конструкцию всего стояка.Теперь посмотрим, что происходит при замене чугунного радиатора на биметаллический, когда, уже довольно много лет назад, самовольно были демонтированы байпасы.Снова напомню, какие широкие проходы для протока теплоносителя в чугунном радиаторе.
И какие у биметаллического радиатора проходы для протока теплоносителя более узкие, чем у чугунного радиатора,
Поэтому в результате бОльшего сопротивления биметаллического радиатора протоку теплоносителя (особенно при количестве секций примерно менее 5) уменьшается ОБЩИЙ объем циркулирующего через ВЕСЬ стояк теплоносителя. Что ухудшает теплоотдачу ВСЕХ 18-ти радиаторов, подключенных к этому стояку на ВСЕХ этажах.Ситуация усугубляется тем, что подача в восходяшей части П-образного стояка нижняя. В биметаллический радиатор, при нижней подаче, теплоноситель заходит в нижний коллектор, но не может распределяться вверх по тонким трубочкам, так как движению теплоносителя вверх, по этим трубочкам начинает противостоять «встроенный» в радиатор гравитационный насос. Т.е. при этом насос в теплопункте стремится, протолкнуть теплоноситель по узким трубочкам вверх, а остывающий теплоноситель, под воздействием гравитации стремиться опусится вниз. И из-за малого диаметра этих трубочек эти два прямо противоположных потока никак не могут разойтись и практически полностью останавливают друг друга. Также из-за малого диаметра трубочек первые секции, в отличие от чугунного радиатора, не могут начать работать как гидроразделитель (гидрострелка).Но, если бы байпас, не был демонтирован (или на него не был бы установлен кран), то, как раз байпас и смог бы хотя бы частично, спасти положение с необходимым объемом циркуляции теплоносителя по стояку. Пропустив через себя тот объем теплоносителя, который не смог пройти через биметаллический радиатор. К огромному сожалению, даже если байпас не демонтировали вандалы, то и при его наличии наблюдается вот такая печальная картина на тепловизоре.
На рисунке видно, что теплоноситель, не может пройти через биметаллический радиатор снизу-вверх, в результате противоборствующих внутри него потоков, в результате внутрь биметаллического радиатора, начинает поступать слишком мало теплоносителя, и радиатор греет очень плохо. При этом весь остальной теплоноситель (который не может пройти через биметаллический радиатор), предназначенный для всего П-образного стояка, стремиться под воздействием насоса в теплопункте, пройти снизу-вверх по байпасу.Но ведь в проекте с чугунными радиаторами, стояки делали обычно ду20мм (3/4 дюйма), а байпасы делали ду15мм (1/2 дюйма). И всем понятно, что через полдюймовый байпас сможет пройти, грубо говоря, только половина теплоносителя, предназначенного для ВСЕХ 18-ти радиаторов стояка (напомню, что площадь круга пропорциональна квадрату его диаметра, поэтому при сужении байпаса на один типоразмер труб, пропускная его способность примерно ВДВОЕ меньше, чем у стояка). Изначально ведь расчет проектировщиков времен СССР был приблизительно такой. Часть объема теплоносителя должна проходить через чугунный радиатор, а остальная часть через байпас.Но еще бОльший кошмар для всех жильцов этого П-образного стояка наступает позже. Когда поменявшему чугунный радиатор на биметаллический не нравится, что он совсем не греет, и он сам, или с подачи неграмотных слесарей из ЖЭУ (УК), демонтирует байпас совсем, или устанавливает на него кран и перекрывает его. Тем самым делая вред не только своим соседям по стояку, но и самому себе.
И делают это для того, чтобы заставить ВЕСЬ, предназначенный для 18-ти радиаторов, теплоноситель течь только через его радиатор. При этом пытаясь «протащить слона через игольное ушко».Но, к сожалению, такие «кулибины», не понимают, что занимаются вандализмом и вредят не только соседям, но и сами себе. Потому, что даже, если после такого вандализма их радиатор и начинает греть лучше (чаще всего не начинает греть лучше, или крайне незначительно), то они уменьшают объем циркулирующего через ВЕСЬ стояк теплоносителя во много раз, тем самым обрекая своих соседей на замерзание. Далее, по цепной реакции, и другие жильцы, начинают менять и/или наращивать радиаторы, и ставить краны на байпасах, что приводит уже к глобальному коллапсу отопления по всему стояку.Проиллюстрирую несколько последних абзацев термограммой с тепловизора, на примере биметаллического радиатора, подключенного на стояк с нижней подачей, т.е. «снизу-вверх». На термограмме видно, что теплоноситель проталкивается за счет принудительой циркуляции через узкий канал правой секции радиатора снизу-вверх. Но, естественно, через такой канал, не может пройти нужный объем теплоносителя для хорошей работы всех 18-ти радиаторов на стояке. Ибо «слона не удасться протащить через игольное ушко». По остальным же вертикальным каналам секций, теплоноситель уже опускается под воздействием сил гравитации, ибо принудительный напор в более дальних секциях становиться меньше гравитационного напора. И в таком случае не помогает вандальная (запрещенная) установка крана на байпас, так как при этом у вандала может быть станет лучше греть и вторая секция справа, но по остальным секциям теплоноситель так и будет продолжать опускаться. И эти секции будут плохо греть.
Доходит до того, что стояк продолжает работать еле-еле каким-то чудом, после вмешательств таких вот, как на фото ниже «кулибиных». Картинка взята с одного из форумов, где форумчанин жаловался на то, что замерзает.
На картинке, видно, что «кулибин», чтобы заставить работать свой биметаллический радиатор, врезался в разрыв подающей теплоноситель на верхний этаж часть стояка (в которую не должны подключаться радиаторы). При этом он присоединил свой радиатор металлопластиковыми трубами с такими же фитингами. И этим уменьшил пропускную способность стояка в 8-16 раз! (для «контрольного выстрела в голову», подключив при этом подачу в радиатор снизу). При чем, так как этот «кулибин» поставил очень много секций, ему стало очень жарко, и он кранами «придушивает» циркуляцию через свой радиатор, при этом «придушивая» окончательно весь стояк и замораживая всех своих соседей одновременно.Поэтому, если Вы поменяли свой чугунный радиатор на биметаллический, и тем более на восходящем стояке (нижняя подача), и совесть у Вас имеется (хотите спокойно смотреть соседям в глаза), то у Вас только два варианта: (само собой переварИте байпас с тем же диаметром, что и стояк, если оставите биметаллический радиатор).
Первый вариант .
Поменять обратно биметаллический радиатор на чугунный. Благо, что сейчас можно купить чугунные радиаторы вполне симпатичного вида и дизайна. (Тогда и байпас не придеться переваривать по диаметру стояка).
Или Второй вариант .
Переварить трубы (отводы) от стояка таким образом, чтобы теплоноситель поступал в верхний коллектор Вашего биметаллического радиатора. Причем, при этом, диаметр байпаса, желательно должен быть не меньше диаметра самого стояка.Причем обратите внимание, что радиатор подключен по диагонали (это еще лучше, чем боковое подключение, особенно при большом количестве секций). Подача (вход в радиатор) теплоносителя на фото при нижней подаче поступает в левый верхний угол (верхний коллектор) радиатора. А обратка (выход) с радиатора, сливается с правого нижнего угла радиатора (нижнего коллектора).Если есть желание установить «термоголовки» на вертикальные однотрубные стояки многоэтажек, именно со смещенными байпасами, то можно установить не двухходовые, а трехходовые клапаны. Например, трехходовые клапаны, но с повышенной пропускной способностью — Клапан трехходовый тип HERZ CALIS-TS-Е-3D каталожный номер 1 7745 02 (клапан слева от радиатора) и номер 1 7746 02 (клапан справа от радиатора). Коэффициент затекания 34% термостатический режим 2К, 57% клапан открыт. Kvs=5,28 м3/ч. Эти клапаны выпускаются только для стояков ДУ20 мм или по-другому 3/4″.Такой клапан гарантированно обеспечит достаточное затекание теплоносителя в радиатор. Но байпас требуется при этом делать такого же сечения, как стояк. К сожалению, установка трехходового клапана даже с повышенной пропускной способностью, незначительно ухудшает проток теплоносителя через весь стояк. Поэтому лучше применить способ подключения, как в дополнении к статье от 02.04.2015 При верхней подаче теплоносителя по стояку клапан устанавливается сверху. При нижней подаче — снизу (про проблему биметаллических радиаторов с нижней подачей по стояку читайте выше). Но фото ниже пример установки такого клапана на стояке с верхней подачей теплоносителя.
Должен сказать, что установка двух и трехходовых вентилей (клапанов) на стояки со смещенными зауженными байпасами, всё-таки является нарушением проектного режима работы вертикальных однотрубных стояков. Так как уменьшает объем циркуляции теплоносителя через весь стояк.Но есть решение, позволяющее устанавливать двухходовые термовентили (имеют более низкую стоимость, чем трехходовые) без ухудшения работы стояка. Это переварить стояк и байпас так, чтобы, байпас был несмещенным и незауженным. Вот так это выглядит.
На 3Д эскизе, изображен байпас, увеличенный на один-два типоразмера (например 1″ или дюйм с четвертью вместо 3/4″). Такое решение посоветую для улучшения циркуляции через Ваш радиатор, если подача по стояку нижняя (или Вам точно не известно направление подачи). Если же Вы гарантированно знаете, что подача по стояку верхняя, то делать такое уширение байпаса беЗсмысленно. Это такое же подключение с использованием гравитационного «насоса», что и на фото с розовым радиаторов (выше в статье). Т.е. циркуляция между стояком и Вашим радиатором происходит только за счет силы гравитации. Такой способ годится для подключения биметаллического радиатора при нижней подаче по стояку.
Приведу термограмму биметаллического радиатора у человека, который как раз поменял у себя чугунные радиаторы на биметаллические, переделав байпас на несмещенный и незауженный. И эта термограмма доказывает, что при несмещенном и незауженном байпасе радиатор прекрасно греет.
На ней видно, что температура в стояке +59,2 градуса. На входе в радиатор (на подаче) теплоноситель имеет температуру +58 градусов, а на выходе (на обратке) +49 градусов. Т.е. остывание теплоносителя в радиаторе 9 градусов. Температура же поверхности у биметаллического радиатора всегда существенно меньше, чем температура теплоносителя внутри его каналов, так как наружные рёбра-поверхности (особенно снизу) интенсивно отдают тепло и за счет этого остывают. Это не недостаток, а просто конструктивная особенность биметаллических радиаторов.Вот еще один реальный пример такой установки:Биметаллический радиатор Рифар Монолит, 8 секций, межосевое 350мм, незауженный и несмещённый байпас, снизу на подводке обратки — шаровый кран, вверху на подводке подачи — термоклапан Danfoss RA-G 3/4″ каталожный № 013G1677 (ду20 прямой).В помещении 24 градуса, температура стояка 49. 50 градусов. Термограмма приведена со снятой термоголовкой Danfoss RA 2940 (режим Kvs), с надетой и открытой на максимум термоголовкой (режим Kv) температура нижнего отвода радиатора падает градуса на два.
Также гидросопротивление двухходового термовентиля будет несколько тормозить циркуляцию через Ваш радиатор, поэтому для компенсации этого, при установке термовентилей, при проектировании всегда увеличивают еще примерно на 15% количество секций радиатора (или типоразмер по мощности). Т.е. всего нужно будет увеличить количество секций примерно на 20-40%. Например 12, вместо 9. Думаю, что такая плата за сохранение Вашего стояка в проектном положении и за комфорт (авторегуляция температуры в помещении) стоит того, чтобы переплатить за это количество секций. Тем более, что установив 9 секций через двухходовый термовентиль при подключении со смещенным и зауженным байпасом Вы всё равно получили бы уменьшение теплоотдачи (причина в гидросопротивлении термовентиля и уменьшении объема циркуляции по стояку, что описано выше в этой статье). И это уменьшение теплоотдачи всё равно пришлось бы компенсировать увеличением количества секций до 12-ти. Так что по факту Вы ничего не теряете.Продолжение этой статьи ЗДЕСЬ Обсуждение этой статьи и вопросы прошу размещать в одноименной теме форума — ССЫЛКА Автор Инчин Владимир ВладимировичПерепечатка не возбраняется,
при указании авторства и ссылки на этот сайт.
Качество обогрева помещений может падать на фоне сбоев показателей давления в системе отопления. Низкий и повышенный уровень давления в тепловом контуре негативно сказываются на работе системы и эффективности обогрева помещений. Второй вариант быстро выводит из строя отдельные узлы и элементы, первый – не позволяет обеспечить комфорт проживания.Половина батареи холодная а половина горячая. Почему не прогревается целиком и что можно сделать что бы батарея нагрелась полностью.
Пол батареи по вертикали
Когда половина батареи не греет по вертикали, это значит что она либо забита либо слишком длинная и обвязана по боковому подключеню. Если переобвязать по диагонали нет возможности, то нужно вставить удлиннитель потока.Как установить удлинитель потока в радиатор отопления..По батареи по горизонтали
Если греет только верхняя часть радиатора а нижняя часть отличается по температуре. Это значит что радиатору недостаточно напора. В самотечных системах и в системах со стояком где подача и обратка подключены к одному стояку это нормально, с этим ничего не сделать.На половину холодной или на половину теплой батарея бывает по разному, в некоторых случая тепло не доходит до низа батареи а верх батареи остается теплым, так сказать горизонтальное разделение батареи на теплую и холодную половины. Так же не редко встречаются случаи вертикально разделения батареи на теплую и холодную половины батареи – два разных случая которые рассмотрим по отдельности.
Как обвязать радиатор что бы он грел по максимуму.
Начнем с самого распространенного кода тепла в батарее хватает только на несколько секций расположенных ближе к подающим трубам. А дальняя часть батареи остается холодной. В таком случае проблема заключается в том что батарея подключена сбоку а ее длинна (длинная батарея) требует диагонально подключения или как его еще называют диагональной обвязки.На таблице в процентах показаны потери в теплоотдаче при одностороннем подключении радиаторов. Однако не всегда есть техническая возможность двухсторонней обвязки батарей. Для этого можно вставить внутрь батареи специальную трубку, так называемый удлинитель потока применяемый при боковой – односторонней обвязке батарей. Подробный материал о том как его сделать своими руками.
Во втором случае речь пойдет о батареях которые греют на половину сверху а нижняя часть батареи остается холодной. Эту проблему нужно решать ускорением теплоносителя в системе отопления. И встречается она в основном в самотечных системах частных домов в тех случаях когда тепловой поток движется по системе отопления с маленькой скоростью и успевает остыть до того как прогреется низ радиатора. Для исправления этой ошибки лучше всего пригласить специалиста по отопительным системам который определит как можно исправить ситуацию с недостаточно быстрой циркуляцией теплоносителя в системе. Обычно это решается установкой циркуляционного насоса на обратку котла. Который ускорит циркуляцию тепла в системе и в самих батареях для того что бы последние начали полностью прогреваться.
Можно добиться того что бы батарея стала сверху теплой а снизу холодной еще и за счет перепутанного подключения подачи с обраткой, что бы подача оказалась снизу, а обратка сверху, как на рисунке. Радиатор установленый таким образом если и будет греть то только на половину. Верхняя половина батареи всегда горячая, а другая половина, будет оставаться всегда холодной. Да и то, только при условии, что система отопления гидравлическая. Если бы была самотечная то совсем, не грела бы при такой обвязке