Головная система питания шлюзов

Головная система питания шлюзов

Головная система питания шлюзов

26. Гапеев A.M. Анализ эксплуатационных качеств головных систем наполнения камер судоходных шлюзов. Тезисы докл./ там же, С.-Петербург: 1996, ч.Н, с. 164-165.
Глава 1. Головные системы питания камер судоходных шлюзов1.1 .Общая характеристика систем питания.І.4.1.2.Гидравлические и эксплуатационные показатели работы судоходных шлюзов.1.3.Конструктивные особенности головных систем наполнения и анализ их работы.ІЗ-.Глава 2. Повышение эксплуатационных качеств судоходных шлюзов2.1.Гидравлические исследования условий стоянки крупнотоннажного флота в шлюзах с головными системами наполнения камер.2.2.Мероприятия по повышению пропускной способности судоходных шлюзов .4.6.2.3.Анализ экспериментальных исследований по оценке работы отдельных .элементов системы наполнения камеры.55.Глава 3. Влияние отдельных элементов верхней головы на гидравлические параметры потока в камере шлюза3.1 .Задачи и методика исследований.Р.9.3.2. Порог верхней головы и очертания ножа подъемно-опускных ворог. 7.2.3.3.Гасительный экран и стенка падения.$.0.3.4.Гасительный колодец и наклонная часть днища при его сопряжении с днищем камеры шлюза.3.5.Балочная решетка и плита перекрытия над участком распределения потока.3.6.Скорость течения воды в камере шлюза в условиях установившегося и неустановившегося режимов движения потока.3.7.Оценка качества системы наполнения камеры проектируемого шлюза по условиям стоянки в ней расчетного судна.Г’лава 4. Гидравлический расчет головных систем наполнения камер судоходных шлюзов4.1 .Состояние вопроса.4.2.0 гидравлическом расчете наполнения камер судоходных шлюзов .И!.4.3.Гидравлический расчет комбинированной головной системы наполнения камеры шлюза.4.4.Расчет гидравлических характеристик наполнения камер по данным шлюзов-аналогов. 1Ф $.Глава 5. Определение размеров и взаимного расположения элементов системы питания при наполнении камеры шлюза из-под затворов5.1 .Постановка задачи.1. -.5.2.Существующие теоретические исследования по определению размеров элементов систем наполнения.4АЗ.5.3.Изменение энергии потока при наполнении камеры шлюза.155.,5.4.Определение основных размеров элементов системы питания.13.9.5.5.Сопоставление результатов теоретических расчетов с данными экспериментальных исследований.11.1.Глава 6. Гидравлические исследования условий стоянки судов с начальным дифферентом на нос или корму 6.1 .Общие сведения. .191.6.2.Влияние начального дифферента сухогрузного судна на величины гидродинамических сил, действующих при наполнении камеры шлюза с головной системой питания. .Ж.6.3.Учет начального дифферента при определении гидродинамических сил, действующих на суда в процессе их шлюзования.18.5.6.4.Влияние начального дифферента наливного судна на величины гидродинамических сил, действующих при наполнении камеры шлюза с головной системой питания. .ш.6.5.Сравнение гидродинамических сил, действующих на суда с жидкими и твердыми грузами при начальном дифференте. .т.Глава 7. Изучение гидродинамических процессов, сопровождающих шлюзование судов в камерах судоходных шлюзов7.1.Выбор режимов наполнения камеры шлюза с головной системой питания для наливного судна. .ш.7.2,Исследования условий стоянки наливных судов при опорожнении камеры шлюза с головной системой питания.2ДБ.
Прижимное течение создается у берега на участке реки, где слив воды направлен к берегу. Например, на закруглениях русла прижимное течение возникает у вогнутого берега, так как вода вследствие инерции стремится сохранить прежнее прямолинейное направление, но, встречая на своем пути препятствие в виде вогнутого берега, прижимается к нему (рис.19). На участках с прижимным течением происходит раскат судов в сторону берега.

Элементы рек и течения

Река — водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло.Русло — выработанное речным потоком ложе, по которому осуществляется сток без затопления поймы.Речная система — совокупность рек, сливающихся вместе и выносящих свои воды в виде общего потока. Речная система состоит из главной реки и притоков 1-го порядка, из притоков 2-го порядка, впадающих в приток 1-го порядка, и т.д.Бассейн речной (правило 1) — водосбор реки или речной системы. Бассейном также принято считать определенную часть внутренних водных путей или в целом речную систему (например, бассейны Амурский, Волжский и т.д.). Бассейн Лены составляет 2490 тыс. км 2 , Енисея — 2580, Волги −1360, Камы — 507, Дона — 422 тыс. км 2 .

Водосбор реки — часть земной поверхности, толща почв и горных пород, откуда вода поступает к водному объекту. Водосборы реки бывают поверхностные и подземные. Иногда водосбор реки называют водосборным бассейном или просто бассейном. Водосбор реки разделен водоразделомИсток реки (правило 3) — начало реки, т.е. место, с которого появляется постоянное течение воды в реке. Истоком реки может служить родник, болото, озеро или ледник. Часто за начало реки принимается место слияния двух других рек.Устье (правило 3) — место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище или море. Иногда реки, не имеющие ясно выраженного устья, теряются в песках.Устьевое взморье — часть прибрежной зоны моря, в которой проявляется влияние речного стока и происходит формирование подводной части дельты. Устьевое взморье могут быть нескольких видов: открытые, закрытые, приглубинные, отмельные.Дельта — устьевой участок реки, в пределах которого происходит ее деление на водотоки. Дельты создаются путем заполнения наносами котловин морских заливов (на р. Дунай) или затопления в результате геологических процессов долин рек (на реках Хатанга, Анабар, Оленек и др.). Дельты рек занимают большие площади (км 2 ): Лены — 28 000, Дуная — 3600, Волги — 15 000, Индигирки — 5000. Обычно Дельты низменны и болотисты, покрыты богатой растительностью. Образуясь в течение многих столетии, они постепенно продвигаются вперед и наступают на море. При каждом половодье Дельты растут, меняют свою форму, расширяются и удлиняются. Например, на р. Дунай длина Дельты ежегодно увеличивается на 4-6 м, на р. Терек — на 100 м, на р. Нева площадь Дельты ежегодно увеличивается на 50 тыс. м 2 Судоходство в Дельте из-за малых глубин, узости и переменчивости фарватера затруднительно. К примеру Дельта р. Северной Двины имеет много рукавов, но подход к Архангельску осуществляется только по одному рукаву Маймаксе, который мелководен и интенсивно заносится.Пойма — часть речной долины, сложенная наносами и периодически заливаемая в половодья и паводки.Речная долина, долина реки — пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река. У речной долины широкие места чередуются с узкими. Ширина речной долины может достигать десятков километров, а глубина — сотен метров. Речную долину с боков ограничивают коренные берега.Рукав — часть русла реки, разделившейся на протоки, наибольший из которых по водности является река.Боковая рекаприток главной реки, используемый в полноводный навигационный период для экспедиционного завоза грузов и для движения маломерных судов.Излучина — изгиб русла реки. Излучины бывают пологими, крутыми, длинными и короткими. В судоводительской практике некоторые Излучины в зависимости от размера и положения называют лукой и коленом.Лука — длинная и крутая излучина русла вместе с долиной реки, у которой расстояние между началом и концом излучины очень мало по сравнению с длиной.Коренные берега, кряжи, склоны — участки земной поверхности, ограничивающие с боков речную долину.Остров — часть суши, окруженная водой. Верхнюю часть О. по течению реки называют приверхом, нижнюю —ухвостьем.Ходовой берег — берег, вблизи которого проходит судовой ход.

Яр — невысокий обрывистый, как правило, вогнутый пойменный берег русла реки. На криволинейных участках русла возникают поперечные течения, направленные у поверхности под утлом к вогнутому берегу, а у дна — в сторону выпуклого. Дойдя до берега, поверхностные струи поворачивают к дну и размывают его. Донные поперечные течения захватывают продукты размыва и переносят их к выпуклому берегу, где из-за небольшой продольной скорости потока происходит отложение насосов. Этот процесс приводит к тому, что глубины у вогнутого берега наибольшие, а у выпуклого -наименьшие. Яр имеет два плеча: верхнее и нижнее. Плечи, определяя начало и конец яра, совпадают с началом и концом его размыва, а также с устойчивыми большими глубинами, где преимущественно проходит судовой ход.Фарватер — безопасный в навигационном отношении проход по водному пути, характеризующийся достаточными глубинами и отсутствием препятствий для судоходства.Урез воды — линия пересечения поверхности воды с берегом.Старица — водоем в пойме реки, удлиненный в плане, постепенно заиливающийся, возникший в результате отчленения участка речного русла при спрямлении излучины путем прорыва перешейка петли или разработки спрямляющей протоки.Водный режим — изменение во времени уровней, расходов и объемов воды в водоемах и грунтах. В водном режиме рек наблюдается несколько характерных фаз, повторяющихся из года в год и обусловливаемых видом питания реки (половодье, паводок и межень).Межень — фаза водного режима реки, ежегодно повторяющаяся в одни и те же сезоны, характеризующаяся малой водностью, длительным стоянием низкого уровня воды, который возникает вследствие уменьшения питания реки.Мелководье — малые глубины в период низкого уровня воды.

Уровень воды — высота поверхности воды в водном объекте над условной горизонтальной плоскостью сравнения (рис.5). Наиболее важными являются следующие уровни воды: естественный -уровень в водотоках и водоемах в их естественном состоянии, т.е. не подверженный влиянию гидротехнических сооружений; мертвого объема — наинизший уровень, до которого допускается опорожнение водохранилища; наинизший судоходный (НСУ) — условно низкий (меженный) уровень с заданной обеспеченностью гарантированной глубины судового хода в естественных условиях (с учетом возможного дноуглубления); нормальный подпорный (НПУ) — наивысший подпорный уровень, который может поддерживаться при нормальных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений; подпорный (ПУ) — уровень, образующийся в водотоке или водохранилище в результате подпора; подпорный (ПУ) -условно низкий уровень с заданной обеспеченностью, где под обеспеченностью понимается продолжительность периода (в процентах), когда уровень воды был выше или соответствовал данной его отметке, (от ПУ показываются значения глубин на навигационных картах рек, сообщается высота ферм в пролетах мостов, устанавливается гарантированная глубина; ПУ устанавливают на основании многолетних наблюдений так, чтобы время меньшего уровня воды составляло не более 10 % продолжительности навигации на реках с неразвитым судоходством и до 3 % на реках с развитым; высота ПУ приводится в предисловии к навигационным картам); рабочий (РУ) — уровень в момент его измерения; расчетный судоходный (РСУ) — судоходный уровень, определяемый расчетом, от которого отсчитывают надводную высоту подмостового габарита; срезочный — условный уровень, к которому приводят глубины, измеренные при различных рабочих уровнях воды; форсированный подпорный (ФПУ) -уровень выше нормального, временно допускаемый в чрезвычайных условиях эксплуатации гидротехнических сооружений.Уклон поверхности воды — отношение падения уровня воды на данном участке реки к длине этого участка. Здесь падение уровня воды — разность между отметками в двух пунктах, расположенных вдоль реки в начале и конце данного участка (рис.6). Падение также может характеризоваться величиной (обычно в сантиметрах), приходящейся на 1 км длины участка реки. Например, среднее падение р. Оби на 1 км равно 4 см. Уклон выражается безразмерной величиной (десятичной дробью): I = (H1-H2)/L- Меженные уклоны Волги у Нижнего Новгорода равны 0,00007, Северной Двины у Берез-ников — 0,00003, Енисея у Красноярска — 0,00002 и т.д.

Значения продольных уклонов поверхности воды в реках зависят от высоты уровня воды, вида продольного профиля реки, плановых очертаний русла и т.д. При низких уровнях воды уклон поверхности воды меньше, причем, как правило, он на плесах меньше, чем на перекатах. При увеличении расхода и подъеме уровня уклона поверхности воды на плесах увеличиваются, а на перекатах уменьшаются. При дальнейшем повышении уровня уклона поверхности воды на плесах и перекатах могут сравняться. При еще большем повышении уровня уклона поверхности воды на плесах увеличиваются, а на перекатах уменьшаются. После выхода воды из русла и разлива ее по пойме уклон поверхности воды будут зависеть от очертаний речной долины в плане: там, где долина уже, поверхностный уклон поверхности воды больше; там, где долина расширяется, — меньше. Скорость течения воды в реке зависит от продольного уклона поверхности воды: чем больше уклон поверхности воды, тем больше скорость течения, и наоборот. Поэтому в межень скорость течения на перекатах больше, чем на плесах, а в половодье наоборот. Поверхность воды в реке имеет и поперечные уклон поверхности воды, возникающие на закруглениях русла, при резких подъемах и спадах воды, а также вследствие вращения Земли.Водоем — скопление больших масс воды в понижениях земной поверхности (пруд, озеро, водохранилище).Озеро (правило 3) — естественный водоем с замедленным водообменом.Водохранилище (правило 3) — искусственный водоем, образованный водонапорным сооружением на водотоке с целью хранения воды и регулирования стока. Водохранилища используются для поддержания водного режима реки или канала, водоснабжения, орошения, работы гидроэлектростанций и обеспечения благоприятных условии для судоходства. В зависимости от конкретного ветроволнового режима на водохранилище различают зоны озерную, речную и зону выклинивания подпора.Озерно-речная зона водохранилища — часть водохранилища, расположенная между озерной и речной зонами. Относительно большие глубины на озерно-речной зоне водохранилища сохраняются только при нормальном подпорном уровне (НПУ). При сработке водохранилища глубины над затопленной поймой небольшие, поэтому судовые ходы над ней закрывают, волнение ослабленное, наблюдаются относительно сильные течения. Условия плавания в озерно-речной зоне водохранилища приближаются к речным.Речная зона водохранилища — наиболее отдаленная от плотины часть водохранилища, постоянно находится в подпоре, однако вода заполняет лишь меженное русло, не выходя на пойму. Здесь имеется течение, под действием которого происходят деформации русла реки.Канал (правило 3) — искусственный открытый водовод в земляной выемке или насыпи (рис.7). По назначению каналы разделяют на соединительные, обходные и подходные. Соединительные каналы служат для соединения водным путем рек различных бассейнов, а также для соединения рек, озер и морей (например, каналы им. Москвы, Волго-Донской, Беломорско-Балтийский). Обходные каналы предназначены для обхода судами озер, на которых бывают сильные штормы, а также центральных частей больших городов (Приладожские, Прионежские и др.). Подходные каналы служат для подхода судов к портам, населенным пунктам и промышленным предприятиям, находящимся в стороне от основного судового хода (например, каналы в Архангельске, Санкт-Петербурге и др.).

По способу питания каналы бывают самотечные (вода поступает непосредственно из реки или озера и сама распространяется по всему каналу) и с искусственным питанием (вода из источника насосами накачивается в водораздельный бьеф, откуда стекает самотеком).К гидротехническим сооружениям, необходимым для эксплуатации каналов, относятся в основном судоходные шлюзы, аварийно-ремонтные заградительные ворота, водосбросы и водоспуски. Скорость судов на каналах ограничена и не превышает 10-15 км/ч. Сбрасывание мусора и отходов в канал запрещается. Отдача якорей возможна лишь в отведенных местах, пользование лотами и цепями-волокушами не разрешается.Канал морской — искусственное углубление в морском дне для прохода судов к портам, обозначенное навигационными знаками. Такими каналами являются Архангельский (рукав дельты), Днепро-Бугский (бар). Херсонский (лиман, рукав и река), Волго-Каспийский (рукав дельты), Ленинградский, Мариупольский, Калининградский (морской залив).Условное течение (правило 3) — течение на озерах и каналах, где практически нет течения или оно незначительно, принимаемое условно. О нем делается оповещение в лоциях, навигационных картах и местных правилах плавания.

для двустворчатых ворот — 2 мин при ширине камеры bc £ 18 м; 2,5 мин при 18 bc £ 30 м и 3 мин при bc > 30 м.

2. ПОДПОРНЫЕ СТЕНЫ

2.1. В зависимости от конструкции и назначения гидротехнические подпорные стены подразделяются на следующие виды:гравитационные — возводимые на нескальном и скальном основаниях ( черт.1 ), выполняемые обычно из монолитного или сборного бетона и железобетона. Подпорные стены этого вида, как правило, входят в состав сооружений напорного фронта гидроузлов, причальных сооружений и набережных;шпунтовые и свайные — возводимые на основаниях, допускающих погружение шпунта или свай ( черт. 2 ), входящие в состав причальных сооружений, набережных и других гидротехнических сооружений. Министерством энергетики и электрификации СССР постановлением Государственного строительного комитета СССР от 14 апреля 1987 г. № 76 Срок введения в действие 1 января 1988 г. При соответствующем технико-экономическом обосновании подпорные стены допускается выполнять из дерева (ряжевые, шпунтовые, свайные); заанкеренные в скалу ( черт. 3 ).

Черт. 1. Основные виды гравитационных подпорных стена — массивные; б — уголковые; в — ячеистые; 1 — монолитные; 2 — из сборных элементов; 3 — консольные; 4 — контрфорсные; 5 — с анкерными тягами; 6 — возводимые в котловане или наплавные; 7 — из оболочек большого диаметра

Черт. 2. Основные виды шпунтовых и свайных подпорных стена — безанкерные; б, в, г — заанкеренные одной или двумя тягами к плитам и сваям; д — заанкеренные к наклонным сваям; е — свайный ростверк с передним шпунтом; ж — заанкеренные с жестким (в том числе скользящим) анкерным устройством; 1 — шпунт; 2 — анкерная тяга; 3 — анкерная плита; 4 — анкерные сваи; 5 — свайный фундамент; 6— жесткий анкер

Черт. 3. Подпорные стены, заанкеренные в скалуа — массивные; б — заанкеренные облицовки; в — комбинированные с массивной облицовкой; 1 — скальный анкер2.2. При проектировании подпорных стен следует рассматривать целесообразность использования пригрузки на поверхность обратной засыпки и нагрузок строительного периода для уплотнения засыпки и основания, упора в соседнее сооружение, конструкции стен с обратным уклоном основания, подсыпки из крупнозернистого грунта для уменьшения высоты стен, разгрузочных и экранирующих устройств (каменные призмы, свайные экраны и др.), различных способов укрепления грунта основания или его частичной замены, дополнительных конструктивных элементов, повышающих устойчивость (анкеровка в обратную засыпку, устройство зубьев, упоров, армирование грунта обратной засыпки и т. п.).2.3. Обратную засыпку за стенами со стороны тыловой грани следует, как правило, выполнять из несвязных водопроницаемых грунтов, обеспечивающих хороший отвод поверхностных, грунтовых и фильтрационных вод, быстропротекающую деформацию засыпки и наименьшую ее осадку, а также исключающих в ней морозное пучение. Эти требования должны выполняться во всех случаях засыпок при узком фронте работ.При выполнении обратной засыпки из глинистых грунтов следует принимать меры по понижению уровня и отводу грунтовых вод, по недопущению морозного пучения (укладка у тыловой грани стены слоя непучинистого грунта толщиной до 1 м и др.), а также учитывать ползучесть грунта.При проектировании сооружений, поддерживающих оползневые склоны, для обратной засыпки у тыловой грани следует использовать крупнозернистые проницаемые грунты, обеспечивающие отвод фильтрующейся воды.2.4. За расчетное значение плотности сухого грунта засыпки следует принимать величину r d , соответствующую односторонней доверительной вероятности а = 0,95. Исходя из этого устанавливаются контрольные показатели физико-механических характеристик грунта для сооружения. Обеспеченность плотности укладки грунта засыпки следует принимать для сооружений I и II класса — 90 %; для сооружений III и IV класса — 70 %.Снижение требований к плотности грунта засыпки в каждом отдельном случае должно быть обосновано. Засыпку по высоте стены следует, как правило, выполнять одинаковой плотности. При расположении на засыпке сооружений и механизмов плотность грунта засыпки следует назначать по допустимым осадкам, устанавливаемым технологическими требованиями эксплуатации этих сооружений или механизмов.2.5. Подпорные стены, возводимые на нескальном основании, должны быть разбиты по длине на отдельные секции деформационными швами (температурными и температурно-осадочными), а возводимые на скальном основании — температурными швами.Расстояние между деформационными швами (длина секций) необходимо устанавливать на основании анализа геологии и гидрогеологии строительной площадки, учета климатических условий и конструктивного решения стены, а также методов строительного производства.Расстояние между швами и их конструкция должны обеспечивать независимую работу отдельных секций.Бетонные и железобетонные конструкции массивных подпорных стен следует разбивать на блоки бетонирования временными строительными швами.2.6. В деформационных швах и швах между сборными элементами стен, воспринимающих напор, следует предусматривать уплотнения, обеспечивающие суффозионную устойчивость грунта засыпки.В безнапорных стенах конструкция швов должна обеспечивать грунтонепроницаемость.Конструкции уплотнений деформационных швов следует принимать в соответствии со СНиП 2.06.06-85.В строительных швах уплотнения следует устраивать простейшей конструкции.2.7. В основаниях подпорных стен, входящих в состав напорного фронта гидротехнических сооружений, как правило, следует предусматривать противофильтрационные мероприятия, обеспечивающие уменьшение объемных фильтрационных сил давления воды, снижение противодавления по подошве стены и суффозионную устойчивость грунта основания. Для стен, возводимых на нескальных основаниях, к таким мероприятиям следует относить устройство зубьев, шпунта или дренажа.При расположении стен соседних секций на разных отметках при наскальном основании для исключения суффозионного выноса грунта из-под вышерасположенной секции рекомендуется устраивать поверхность основания наклонной или со ступенями ограниченной высоты.Для скальных оснований рекомендуется устройство дренажа, а при необходимости и цементационной завесы.Элементы подземного контура подпорных стен следует проектировать по СНиП 2.06.06-85.2.8. В засыпке за подпорными стенами при наличии фильтрационных вод следует рассматривать целесообразность устройства дренажа, обеспечивающего понижение уровня грунтовой воды и снижение давления воды на тыловую грань сооружения.2.9. При необходимости следует предусматривать меры по защите основания стены от подмыва — устройство каменной наброски, укладка плит и т. п.2.10. При конструировании сооружений следует предусматривать мероприятия по защите стен от коррозии, навала и истирающего воздействия судов, льда и др.2.11. В необходимых случаях в сооружениях должны предусматриваться конструктивные элементы, обеспечивающие безопасное ведение погрузочно-разгрузочных, ремонтных и других работ (лестницы, ограждения и пр.), а также устройства, предназначенные для причаливания судов.

шлюза, а также время учалки состава в камере допуска-
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

УКАЗАНИЯ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СУДОХОДНЫХ шлюзов СН 303—65Утверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР 15 марта 1965 г.ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ«Указания по проектированию судоходных шлюзо*» разработаны в развитие главы СНиП Н-И.1-62. «Гидротехнические сооружения речные. Основные положения проектирования».Указания разработаны институтом Гидропроект имени С. Я. Жука Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР и его Ленинградским о i делением при?1астии Ленинградского института водного транспорта и института ипроречтранс Министерства речного флота РСФСР и Ленинградской проектно^конструкторской конторы Гидростальпроект Государственного производственного комитета по энергетике и электрификации СССР.Редакторы — кандидаты техн. наук Е. И. Дышко (Госстрой СССР) и В. И. Вуцель (Гидропроект), инж. Л. С. Кустанович (Лен-гидропроект).План II кв. 1Э65 г., № 4Строительные нормы СН 303—65Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР)Указания по проектированию судоходных шлюзов1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ1.1. Настоящие Указания распространяются на проектирование вновь возводимых и реконструируемых судоходных шлюзов и подходов к ним, располагаемых на внутренних водных путях.Примечания: 1. Настоящие Указания распространяются также на проектирование судоходных шлюзов на приморских окончаниях внутренних водных путей, которое следует производить с учетом требований, вызываемых специфическими условиями моря и принимаемых с необходимыми обоснованиями.2. При проектировании временных судоходных шлюзов следует руководствоваться настоящими Указаниями с учетом временного характера сооружений и условий эксплуатации. При этом отступления от требований настоящих Указаний должны быть обоснованы и в необходимых случаях согласованы с Министерством речного флота РСФСР или с управлениями речного пароходства при советах министров других союзных республик.3. При проектировании мостовых переходов через шлюзы, зданий управления и механического оборудования шлюзов, а также вспомогательных и подсобных объектов строительства судоходных шлюзов следует руководствоваться требованиями соответствующих глав СНиП и других нормативных документов.1.2. При проектировании судоходных шлюзов надлежит учитывать кроме настоящих Указаний требования глав СНиП и других нормативных документов, перечисленных в приложении б, а также требования Государственных стандартов, санитарных норм и правил техники безопасности и охраны труда.1.3. Судоходные шлюзы, сооружаемые в зонах распространения вечномерзлых грунтов, в сейсмических районах, на просадочных грунтах и в районах с карстовымиУтверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР 15 марта 1965 г.Внесены Г осударственным производственным комитетом по энергетике н электрификации СССРСрок введения I октября 1965 г.образованиями, следует проектировать с учетом дополнительных требований, предъявляемых к строительству гидротехнических сооружений в перечисленных условиях.КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОХОДНЫХ шлюзов1.4. Судоходные шлюзы подразделяются на: однокамерные, однокамерные с промежуточной головой, двухкамерные и т. д. — по числу камер, расположенных последовательно; однониточные, двухниточные и т. д., камеры которых расположены параллельно.1.5. Категории внутренних водных путей и классы капитальности судоходных шлюзов устанавливаются по указаниям главы СНиП П-И.1-62 [1] 1 .1.6. К основным сооружениям и конструкциям шлюзов относятся: головы и камеры, основные и аварийные ворота, дренажные устройства, сооружения системы питания, подходные каналы, подпорные стены, участвующие в создании напорного фронта;к второстепенным — подпорные стены, не участвующие в создании напорного фронта, направляющие устройства, причальные и отбойные приспособления, служебные мостики, несущие нагрузки от подъемных механизмов, ремонтные заграждения и т. п.1.7. При проектировании судоходных шлюзов следует предусматривать возможность их использования для пропуска части паводковых расходов воды в периоды, когда судоходство в створе гидроузла практически прекращается и шлюзы не используются по своему прямому назначению. Вероятность превышения паводковых расходов воды, сбрасываемых в створе гидроузла, при котором также и шлюз выполняет функции водосброса, следует принимать не более:на водных путях 1 категории. 1 %Величина сбрасываемой через судоходные шлюзы части паводковых расходов воды обосновывается соответствующими технико-экономическими расчетами с учетом дополнительных требований и мероприятий, связанных со спецификой работы шлюзов как водосбросов.1.8. Использование судоходных шлюзов длл сброса воды при меньших значениях вероятности превышения паводковых расходов воды (в процентах) допускается при надлежащем технико-экономическом обосновании по согласованию с Министерством речного флота РСФСР или с управлениями речного пароходства при советах министров других союзных республик.1.9. Режим сброса воды через шлюз должен быть обоснован расчетами и лабораторными исследованиями. При этих расчетах следует выбирать величину сбросного расхода воды через шлюз с учетом возможного растекания потока ниже шлюза и осуществления необходимых мер для соответствующего приспособления конструкций сооружений для сброса воды. При проектировании должны быть предусмотрены меры по сохранности всех элементов шлюза и, в особенности, его гидромеханического оборудования.1.10. Судоходные шлюзы допускается использовать для сброса части ливневых расходов воды с соблюдением всех требований пп. 1.7, 1.9 и при условии согласования с Министерством речного флота РСФСР или с управлениями речного пароходства при советах министров других союзных республик.СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Бетон гидротехнический1.11. Для возведения сооружений судоходных шлюзов из бетона и железобетона применяется гидротехнический бетон, качество которого должно удовлетворять требованиям ГОСТ 4795-59* «Бетон гидротехнический. Общие требования» по водостойкости, водонепроницаемости, морозостойкости, прочности и пониженному тепловыделению при твердении. По водостойкости бетон должен, кроме того, удовлетворять требованиям «Инструкции по проектированию. Признаки и нормы агрессивности воды-среды для железобетонных и бетонных конструкций» (СН 249—63*).Бетон должен также соответствовать техническим требованиям «Норм и технических условий проектирования бетонных и железобетонных конструкций гидротехнических сооружений» (СН 55—59).1.12. Проектные марки бетона должны устанавливаться в стадии разработки проектного задания.1.13. При возведении шлюзов в комплексе с другими сооружениями гидроузла следует по возможности увязывать назначаемые проектные марки бетона шлюза с марками бетонов, принятыми для других сооружений гидроузла, с целью уменьшения числа проектных марок бетона.1.14. Требования к сборным железобетонным элементам в конотрукциях судоходных шлюзов должны соответствовать главам СНиП I-B.5-62 «Железобетонные изделия. Общие указания» и СНиП 1-В.5.2-62 «Железобетонные изделия для сооружений».1.15. Для армирования железобетонных конструкций и элементов судоходных шлюзов следует применять арматуру в соответствии с требованиями глав СНиП I-B.4-62 «Арматура для железобетонных конструкций», СНиП П-А. 10-62 «Строительные конструкции и основания. Основные положения проектирования», а также СН 55—59 [15] и соответствующих ГОСТов.1.16. Строительные материалы для асфальтовых гидроизоляций выбираются по указаниям нормативных документов на проектирование гидроизоляции и ГОСТов.1.17. Лесоматериалы для отдельных элементов конструкций шлюзов должны соответствовать требованиям главы СНиП I-В. 13-62 «Лесные материалы. Изделия и конструкции из древесины», а также ГОСТов на лесные материалы.Состав и объем проектных и изыскательских материалов1.18. Состав и объем материалов проекта судоходного шлюза определяются для каждой стадии проектирования инструкциями по составлению проектов и смет.Состав и объем топографических, инженерно-геологических, гидрогеологических, гидрологических, производственно-строительных и других изысканий и исследований определяются инструкциями по инженерным изысканиям для строительства гидротехнических сооружений.Материалы проекта судоходного шлюза должны содержать данные по грузообороту и судообороту в створегидроузла, по перспективной схеме развития водного транспорта бассейна реки, а также данные о существующих и проектируемых судах и плотах на данном водном пути.Для разработки и обоснования отдельных проектных вопросов и решений должны проводиться в необходимых случаях специальные изыскания, лабораторные и опытные исследования.2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТИ ШЛЮЗОВ2.1. Данные по грузопотоку и судообороту в створе гидроузла, необходимые для установления пропускной способности шлюза, вычисляются для расчетных сроков Расчетные сроки для проектирования конкретного судоходного шлюза устанавливаются заданием на проектирование.2.2. Грузопотоки в створе гидроузла должны быть установлены по материалам перспективной схемы развития водного транспорта бассейна, для которого проектируется строительство шлюзов, с учетом изменений в развитии народного хозяйства за период со времени выпуска перспективной схемы до конкретных расчетных сроков.В случае отсутствия перспективной схемы развития водного транспорта должны быть выполнены экономические идыскания и расчетным путем определены грузопотоки в данном створе на установленные заданием расчетные сроки.2.3. При определении пропускной способности шлюзов должны быть установлены навигационный судооборот и судооборот в наиболее напряженные сутки.2.4. Навигационный судооборот должен быть подсчитан по направлениям вверх и вниз отдельно по груженым и порожним судам различных видов и типов: самоходные и несамоходные грузовые суда, пассажирские и грузопассажирские суда, плотоводы, технический флот, суда сторонних организаций и шлюзуемые секции плотов.2.5. Судооборот в наиболее напряженные сутки по каждому виду перевозок определяется как отношение навигационного судооборота к длительности навигации в сутках с учетом неравномерности перевозок. Коэффициенты неравномерности перевозок допускается принимать по приложению 2.РАСЧЕТНЫЕ СУДА И СОСТАВЫ2.6. При определении габаритов шлюзов и подходов различаются:а) расчетное судно — но осадке;б) расчетное судно, расчетный состав или плот с буксиром — по длине;в) расчетное судно, расчетный состав или плот — по ширине;г) расчетное судно — по надводному возвышению привального бруса;д) расчетное судно— по водоизмещению.2.7. Типы расчетных судов принимаются по данным схемы развития бассейна с учетом изменений грузопотоков и путевых условий, которые могут возникнуть в течение первых десяти лет постоянной эксплуатации шлюзов на водных путях I и II категорий и пяти лет— на водных путях III и IV категорий.ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ шлюзов2.8. Общее количество шлюзований в сутки следует определять как сумму обоснованных расчетами шлюзований транспортного флота и двух пар шлюзований для водных путей I и II категорий и одной пары — для III и IV категорий для пропуска технического флота.2.9. Временем шлюзования считается время, в продолжение которого шлюз занят на пропуск через негр одного шлюзуемого состава. В однокамерном шлюзе при одностороннем и двухстороннем движении и в многокамерном шлюзе при двухстороннем движении это время равно полному времени, затрачиваемому составом на прохождение через весь шлюз. При одностороннем (серийном) движении через многокамерный шлюз время шлюзования равно времени, затрачиваемому составом на проход из бьефа через две камеры, с добавлением времени наполнения (опорожнения) камеры и открытия ворот.2.10. При расчете времени шлюзования подлежат учету только следующие операции:а) наполнение и опорожнение камер шлюза;б) открытие и закрытие ворот;в) ввод состава в шлюз и вывод из шлюза;г) перевод состава из одной камеры шлюза в другую.Время открытия и закрытия затворов систем питанияшлюза, а также время учалки состава в камере допуска-ется учитывать в случаях, когда обосновано, что продолжительность этих операций увеличивает время шлюзования.2.11. Время наполнения и опорожнения камер шлюза должно быть определено гидравлическими расчетами.При предварительных расчетах время (в мин.) наполнения и опорожнения камеры шлюза допускается определять по формулегде Нк — расчетный напор на камеру в м;Ьпк — полезная длина камеры в м;Вп к—полезная ширина камеры в м;k — коэффициент, принимаемый для шлюзов с головной системой питания равным 0,27, с распределительной системой питания — 0,19.2.12. Время открытия и закрытия ворот следует принимать по п. 12.34.2.13. Время ввода составов, отдельных судов или плотов в шлюз, вывода из шлюза и перевода из камеры в камеру определяется в зависимости от скорости и длины пути их движения.Скорость движения должна быть определена расчетом в зависимости от применяемых способов тяги в шлюзах.При предварительных расчетах средние скорости движения могут быть приняты по табл. 1.
Обсуждение закрыто.