Пилорама своими руками в домашних условиях

Пилорама своими руками в домашних условиях

Пилорама своими руками в домашних условиях

Токарных работ очень мало. Этосвязано с тем, что я в основном для направляющих использовалполдюймовую трубу и труба (не знаю какая) но она четко надевается наполдюймовку (зазор 1-2мм, что при сварке даже удобно).
Начнем с «рельсов»Правый (ведомый) шкив автоматически натягивается пружиной (с амортизатора от мотоцикла «КаСика»).
Левый (ведущий) фиксируется, но можно передвигать при изменении размера ленточной пилы.
На фото 8, немного виден механизм натяжения ремня двигателя.
Шкив левый-правый. Фото 9, 10
При разработке роликов я отталкивался от того, что они должны бытькалеными. Делал пилораму всю у себя в гараже, единственное шкивытолько к токарю носил стачить (в мой станочек не влазили), поэтомуискал наиболее простой и надежный способ. В итоге сделал «роликовыйузел» из набора подшипников, два (кажись 202) одинаковые и задний чутьпобольше(+2-4мм). Рис. 1, фото 11, 12«Ролики» на выточенном валу расчитанному чтобы для необходимости можнобыло между подшипниками устанавливать шайбы (при перемене ширины пилы).Вал вставлен в ту же пару трубок (полдюймовая +»мама»), с полдюймовойвал сварен со смещением осей (синяя линия на рисунке)
все крепится кнаправляющим трубкам так чтобы узел ролика регулировался по высоте (необязательно но самопальной пил. желательно) и перемещался по сторонам споследующей фиксацией (для установки ширины проема в зависимости отдиаметра бревна). На ролик установленый со стороны ведомого шкиваустановлена капельница для СОЖ.
«Режущий блок» перемещается по швеллерах при помощи винтов-шпилек, дляжесткой установки «р.блока» установлены болты с контр.гайкой. Механизм подъема виден на фотках.
Еще о установке шкивов.
Напрофильных трубках установлены мостики на которые укладываетсябревно.

Ленточная пилорама, своими руками

Шкивы «позаимствованы» с комбайна похожегона «Неву», диаметр шкивов составляет 30-32 см. Я их сточил так, чтобынадетый ремень немного выступал (пару миллиметров), позже я снял ремни ирежу без них, намного тише и лучше.Токарных работ очень мало. Этосвязано с тем, что я в основном для направляющих использовалполдюймовую трубу и труба (не знаю какая) но она четко надевается наполдюймовку (зазор 1-2мм, что при сварке даже удобно).
Начнем с «рельсов»Самой рельсой служит уголок 50мм, установлен стороной вверх (тогдаколесики должны быть очень хорошо установлены иначе колесо сотрется обуголок), обычно делают ребром угла вверх тогда колесо не сотрется.
«Шпалами»служит труба профильная 25*25мм. Также привареная в виде шпал, междупрофильными трубками, вышеупомянутая (точнее снизуупомянутая)полдюймовая труба, на которую надеты крепежи бревна (когти).Крепежи передвигаются и наклоняются свободно, зажим дерева производитсяударами молотка по зажимам, в следствии чего зажим самозаклинивается.

Профильные трубки выступают за рельсы, на этих выступах установлены регулировочные болты (М14*100мм).
Напрофильных трубках установлены «мостики» на которые укладываетсябревно. Последние два имеют между собой растояние 50см (для короткихзаготовок). Фото 1, 2.
Вид пилорамы. Фото 3, 4, 5.
Корпуса шкивов (ступица от «Москвича») приварены (с периодичной отрезкойи повторной сваркой, таким способом я выставлял шкивы, об этом немногопозже) к трубкам, и все вместе перемещается по горизонтальнымтрубкам-направляющим(полдюймовая труба) и может фиксироваться болтами.

Правый (ведомый) шкив автоматически натягивается пружиной (с амортизатора от мотоцикла «КаСика»).
Левый (ведущий) фиксируется, но можно передвигать при изменении размера ленточной пилы.
На фото 8, немного виден механизм натяжения ремня двигателя.
Шкив левый-правый. Фото 9, 10
При разработке роликов я отталкивался от того, что они должны бытькалеными. Делал пилораму всю у себя в гараже, единственное шкивытолько к токарю носил стачить (в мой станочек не влазили), поэтомуискал наиболее простой и надежный способ. В итоге сделал «роликовыйузел» из набора подшипников, два (кажись 202) одинаковые и задний чутьпобольше(+2-4мм). Рис. 1, фото 11, 12

«Ролики» на выточенном валу расчитанному чтобы для необходимости можнобыло между подшипниками устанавливать шайбы (при перемене ширины пилы).Вал вставлен в ту же пару трубок (полдюймовая +»мама»), с полдюймовойвал сварен со смещением осей (синяя линия на рисунке)
все крепится кнаправляющим трубкам так чтобы узел ролика регулировался по высоте (необязательно но самопальной пил. желательно) и перемещался по сторонам споследующей фиксацией (для установки ширины проема в зависимости отдиаметра бревна). На ролик установленый со стороны ведомого шкиваустановлена капельница для СОЖ.
«Режущий блок» перемещается по швеллерах при помощи винтов-шпилек, дляжесткой установки «р.блока» установлены болты с контр.гайкой. Механизм подъема виден на фотках.
Еще о установке шкивов.«По книжке» они должны бить параллельны. Я ихсделал с наклоном (2-4градуса), для того, чтобы ленту «оттягивало» наролики, иначе она у меня слетала.
Режу с запасом на усушку и деформация при сушке, разбег на 3,5 м длины при нормальной пиле и пиление не превышает 1-1,5мм.

Пилорама своими руками в домашних условиях

Иногда слово «открывают» слишком громко сказано. Просто ставят лесопилку для использования ее в домашних условиях к примеру для постройки дома, ну на крайний случай распилить бревно соседу. Вот такой случай мы и рассматриваем
Итак, процесс будет у нас проходить следующим образом:
Опять же для строительства дома и получения 3 5 кубов досок, покупать лесопилку за 50 150 тысяч ну просто транжирство какое то.

Как сделать пилораму из бензопилы в домашних условиях, чертежи и фото

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики блога, на связи Андрей Ноак! Сегодня я расскажу как делается пилорама из бензопилы своими руками с чертежами и фото.

  1. Сварочный аппарат, электроды;
  2. Пиломатериалы, столбики, шурупы, гвозди;
  3. Бензопила, электропила или просто электродвигатель;
  4. Удлиненные шины с цепями, если будете пилить лес больших диаметров, про это ниже;
  5. Материал для изготовления корпуса, желательно уголок, так как он довольно устойчив к вибрациям;
  6. Ролики и направляющие;
  7. Шнур, бельевая веревка или тросик для продвижения пилы во время пиления;
  8. Подшипники для роликов.
Какой материал выбрать для изготовления корпуса? Общепринятым считается безусловно металл. Он хорошо выдерживает тяжесть бревен, устойчив при изменении влажности.
Еще одним более дешевым и экономным вариантом использования в качестве материала можно считать древесину. При качественном креплении на шурупы и саморезы, древесина будет легко выдерживать нагрузку от тонкомерной древесины.

Пилорама своими руками в домашних условиях

Перед пилорамой ставят основную задачу: выполнять распиловку сырья на подходящие брусья и доски. Сам процесс можно реализовать разными конструкциями установок:По мере изготовления и приобретения необходимых деталей и оборудования пилорама приобретает задуманный вид. Настанет день, когда все узлы окажутся на своем месте.
Инструментальная рамка.

Как сделать самостоятельно дисковую пилораму в домашних условиях?

Дисковая пилорама, изготовленная своими руками, поможет домашнему мастеру из подходящих заготовок произвести необходимое количество пиломатериалов. У жителей, проживающих за пределами городов, имеются возможности использовать бревна деревьев из близлежащих лесов. На строительных базах предлагают хвойные породы, а в лесах можно найти ценную древесину, которая подойдет для изготовления оригинальных предметов мебели.Домашняя установка для выпиливания досок и бруса поможет реализовать самые необычные идеи. Сделать ее для дома сумеет любой мастер, который постоянно пользуется инструментом. Остается только выбрать оптимальную схему будущего устройства, подобрать нужные комплектующие, а затем приступить к изготовлению собственной пилорамы.
  1. Типы пилорам
  2. С чего начать изготовление?
  3. Направляющие
  4. Инструментальная рамка
  5. Фиксатор материала
  6. Пильная головка
  7. Проектирование установки
  8. Рельсовый путь
  9. Инструментальная рамка
  10. Изготовление и сборка узлов
  11. Монтаж рельсового пути
  12. Окончательная сборка
  13. Испытание и запуск в эксплуатацию

С чего начать изготовление?

У любого мастера возникает вопрос, как сделать устройство, чтобы оно обладало определенными способностями. Нужно разработать схему установки. Она должна включать ряд основных узлов:
  • направляющие для перемещения инструментальной рамки (рельсовый путь);
  • сама рамка, на которой крепится инструмент;
  • фиксатор для заготовки (бревна);
  • вспомогательные приспособления для фиксации и перемещения инструмента по рамке.

Общий вид конструкции простейшей дисковой пилорамы: 1 – направляющие; 2 – инструментальная рамка; 3 – пильный диск; 4 – клиноременный редуктор.

Пилорама своими руками в домашних условиях

Обязательно трудиться в средствах собственной защиты.
  1. Низкая производительность;
  2. Подача пиломатериала к месту распила осуществляется в ручную;
  3. Обработка только листового пиломатериала или заготовок небольшого размера.
Бревно закрепляется на специальном основании тисками или зажимами.

Как собрать самодельную дисковую пилораму: инструкции и советы

Здравствуйте уважаемый читатель! На связи с вами Андрей Ноак. В данном материале я расскажу Вам, каким образом в домашних условиях можно изготовить дисковую пилораму для решения задач по распиловке древесины. Дисковая пилорама своими руками– комплекс мероприятий, согласно которым в домашних условиях непосредственно вами будет произведена сборка оборудования согласно принципиальным схемам, чертежам и указаниям по сборке. Для того чтобы сформировать из бревен брус или доски применяют дисковую угловую установку.Перед тем как приступить к работе, необходимо изучить принцип работы установки, прочесть и ознакомиться с оборудованием, которое будет применяться. Составить план пошаговых операций. Ни когда не торопитесь. Внимательно все изучите. Это Вас избавит от травматизма и увечий.

Техника безопасности

Самодельная пилорама требует соблюдения правил техники безопасности.Большую роль играет месторасположения пильного оборудования. Помещение, в котором оно находится, должно быть просторным, хорошо проветриваться и освещаться. В нем должна находиться специальная вытяжка. Если самодельная пилорама располагается на улице, над ней делается навес. Необходимо обратить внимание на место хранения сырья и продукции.Соблюдайте технику безопасности во время работы на пилорамеСамодельный инструмент с электродвигателем требует особого подхода к монтажу проводки, переключателей.Изготавливая пилораму из бензопилы, особое внимание необходимо уделять режущим поверхностям, так как они самые опасные. Поворотные механизмы, управляющие положением пилы, должны быть качественными, надежными.На лесопильных рамах распиловку бревен производить не короче трех метров. Распил коротких заготовок предполагает использование дополнительного оборудования.Необходимо позаботиться о защите подвижной части – опорной рамы. Она разделяется на пластиковую или акриловую.Перед запуском самодельного устройства внимательно проверить соединения, составные элементы, режущие части, устойчивость конструкции.Обязательно трудиться в средствах собственной защиты.

Пилорама своими руками в домашних условиях

1. Выбор помещения. Специалисты-практики рекомендуют для удобства работы с бревном подбирать площадь для мастерской не менее 18 м2 (как правило, 6 х 3 м).Однотипная или универсальная конструкция — следующий «камень преткновения», поэтому мастер должен решить, какие работы для него важнее — роспуск на доски или получение из бревен отдельных сегментов. Если планируется и то и другое, то лучше сразу остановиться на универсальном варианте.
Пилорама должна быть очень устойчивой, так как ей придется выдерживать большую нагрузку, причем в динамике, так как вес бревен может достигать 300 кг.

Как делается ленточная пилорама своими руками

Любое грандиозное строительство, затеянное хозяевами участка, не обходится без древесины. Она надежна, красива, экологична, поэтому традиционно используется для возведения заборов, создания мебели, а также различных поделок. Если предстоят масштабные работы, то потребуется большое количество заготовок из древесины. Однако стоимость доски, бруса достаточно высока, и перевозка тоже обойдется в круглую сумму. По этой причине многие частные строители приходят к выводу о необходимости обладания собственным агрегатом для изготовления пиломатериала, но цены даже на самые простые модели стремятся (или превосходят) к сотне тысяч рублей. Поэтому остается одно логичное решение — ленточная пилорама своими руками.

Особенности будущей модели

Ленточная пилорама своими руками — вариант получения того агрегата, который со временем может быть модифицирован. Например, если хозяин конструкции изначально изготавливал ее для роспуска бревен, а потом решил, что неплохо было бы на ней производить еще и брус.Эту лесопилку собирают модульным способом. Если навыки таких работ отсутствуют, то лучше остановиться на элементарной модели, найдя достаточно простой чертеж. Разобравшись с ним, необходимо получить представление об особенностях составления таких схем, познакомиться с различными инструкциями по сборке ленточных пилорам.Однотипная или универсальная конструкция — следующий «камень преткновения», поэтому мастер должен решить, какие работы для него важнее — роспуск на доски или получение из бревен отдельных сегментов. Если планируется и то и другое, то лучше сразу остановиться на универсальном варианте.

Главное качество для пилорамы ленточного типа — ее незыблемость, ведь бревна обладают довольно внушительным весом и впечатляющими габаритами. Поэтому при изготовлении станины, к тому же подвергающейся интенсивным нагрузкам, необходимо обеспечить максимальную устойчивость.

Сборка пилорамы своими руками не так сложна, как может показаться с первого взгляда. Гораздо труднее обычно проходит следующий этап — подготовка агрегата к работе. Самая большая задержка на пути к цели — разводка, заточка самой пилы.

Пилорама своими руками в домашних условиях

  • Пильная шина возвратно-поступательного хода (старая).
  • Пильный диск (поз. 1 на рис. ниже).
  • Пильная лента (поз. 2).
  • Пильная цепь (поз. 3).
  • Цепная пильная шина непрерывного действия (новая, поз. 4).
  • Бытовая бензопила (поз. 5).
Ненадежный и неудобный способ крепления бревна на лафете пилорамы
от комля к верхушке.

Пилорама: применение, варианты конструкций, чертежи, изготовление самодельной

Распиловочный станок по дереву (пилорама) – достаточно сложное специальное производственное оборудование, требующее в процессе работы строгого соблюдения мер безопасности. В условиях РФ собственная пилорама может многократно сократить расходы на деревянное строительство и/или стать источником стабильного дохода. Цель настоящей публикации – помочь читателю разобраться, как делается пилорама своими руками, выбрать подходящую для себя конструкцию и избежать непреодолимых трудностей при ее изготовлении.

Особенности конструкции

Главная особенность пилорамы – запил в ней всегда продольный. Насколько труднее пилить дерево вдоль волокон, общеизвестно. В отличие от циркулярной пилы пилорама имеет дело не с мерными досками и брусьями, а с дикими бревнами в общем неправильной формы. Поэтому в пилорамах вдоль распиливаемого бревна перемещается пильная каретка с рабочим органом (собственно пилой); иначе обеспечить точность и чистоту запила очень сложно. На больших лесоперерабатывающих предприятиях есть и пилорамы для распиловки очень длинных бревен (до 30, а в тропиках до 60-70 м). В них каретка неподвижна, а бревно перемещается гидросистемой; центровку лесины обеспечивает компьютер с датчиками. Но домашних условиях такое решение нереально.

Примечание: распиловку бревен ведут всегда по направлению схождения волокон дерева, т.е. от комля к верхушке. Если пустить каретку наоборот, то любая пила (см. ниже) непременно завязнет в дереве и/или сломается.

Чем пилить?

Насколько доступной для изготовления, долговечной, удобной и безопасной в работе будет самодельная пилорама, в основном определяется конструкцией ее рабочего органа. Другое существенное условие – требования к производительности станка и режиму его работы (регулярно, от случая к случаю). Третье – ресурс рабочего органа и возможность его замены. И, наконец, немаловажно энергоснабжение на месте работы: что там доступнее – электричество или моторное топливо? Есть и менее существенные дополнительные условия, см. далее.В пилорамах небольшой и средней производительности (до 3-5 куб. м древесины за 6 час. рабочую смену) применяются след. виды рабочих органов:
  • Пильная шина возвратно-поступательного хода (старая).
  • Пильный диск (поз. 1 на рис. ниже).
  • Пильная лента (поз. 2).
  • Пильная цепь (поз. 3).
  • Цепная пильная шина непрерывного действия (новая, поз. 4).
  • Бытовая бензопила (поз. 5).

Виды конструкций пилорам небольшой и средней производительности

Как вести запил?

Ориентация режущей поверхности может быть горизонтальной и вертикальной. Соотв. и запил будет горизонтальным или вертикальным, а пилорама горизонтальной или вертикальной. Вертикальный запил, во-первых, уменьшает отход материала, т.к. бревно под него достаточно выровнять только в горизонтальной плоскости. Под горизонтальный запил бревно для минимизации отхода требует выравнивания и по горизонтали, и по вертикали, иначе слишком много дерева уйдет в горбыль («горбушку»). Во-вторых, при вертикальном запиле отпил (отпиливаемая часть бревна) не давит на рабочий орган и много меньше за него цепляется. Поэтому для распиловки одной и той же лесины по вертикали требуется мощность привода в 2-3 раза меньше, чем по горизонтали, см. видео ниже:
Видео: самодельная цепная вертикальная пилорама
Но, во-первых, травмоопасность вертикальных пилорам много выше, чем горизонтальных. Во-вторых, поперечная подача бревна под пилу вертикальной пилорамы конструктивно и технически очень сложна, причем обеспечить максимально допустимую точность распиловки по ТУ до 6 мм на 6 м длины бревна на самодельной вертикальной пилораме крайне сложно или вовсе невозможно. Поэтому пилораму своими руками лучше строить под горизонтальный запил.

Конструктивный состав пилорамы

Об особенностях той или иной пилы для пилорамы поговорим немного далее. Предварительно нужно разобраться с конструкцией распиловочного станка в целом. Она состоит из:
  1. рабочего органа – пилы (см. выше и далее);
  2. привода к нему от мотора;
  3. пильной каретки;
  4. рельсового пути (направляющей) для нее;
  5. лафета (ложемента) для бревна;
  6. захватов-держателей для него же;
  7. станины, объединяющей все это в цельное устройство и обеспечивающей его общую прочность и надежность.
Примечание: те или иные конструктивные узлы пилорамы могут быть выполнены заодно со станиной.
Чертежи пилорамы в полном конструктивном составе (компоновочная схема) даны на рис.:

Конструктивный состав (компоновочная схема) пилорамыЕе особенности, во-первых, станина из деревянных брусьев. Во-вторых, минимум сварочных работ при сборке. Это важный момент: металлоконструкции при сварке ведет; из-за этого уложить точность распиловки сварной пилорамой в ТУ весьма проблематично. В-третьих, рельсовый путь каретки (поз. 13 справа) из стального уголка, более дешевого, чем швеллер; необходимая устойчивость пути обеспечивается жестким скреплением рельсов со станиной. Как следствие – опорные башмаки каретки это пары обычных подшипников качения, а плавность и точность ее хода высоки; дрожь каретки – основная причина брака распиловки. Еще следствие – механизм подачи каретки без передачи (цепной, винтовой или др.), что также увеличивает плавность ее хода. Наконец, в каретке данной конструкции возможно установить привод с любой пилой из указанных выше под горизонтальный запил; дисковый, с шиной непрерывного действия и бензопилой также и под вертикальный.Недостаток данного станка – гребенчатые держатели бревна. Делать их из швеллера менее 60 мм нельзя, не удержат лесину. Т.е., последний негодный в дело горбыль получится не тоньше 60 мм. Дополнительно отход материала возрастет оттого, что выравнивание бревна по вертикали в данном станке невозможно. Однако избавиться от этих недостатков не так уж сложно, применив отдельный лафет для бревна простой конструкции, см. далее.Некоторых пояснений требует работа узла установки толщины отпила (на врезке), который в данном станке достаточно прост, точен и удобен в работе. Гайки 5 на врезке привариваются к опорной пластине 4 и контрятся. После первого отпила регулировочные винты (поз. 1 на врезке и 11 справа) вращаются синхронно, т.к. они связаны цепной передачей (поз. 20 справа). Контргайки (поз. 2 на врезке) отпускать не надо: сами ослабнут. По установке пилы в новое положение ниже прежнего контргайки затягивают вручную.

Пила как пила – продольная

Чертеж, профиль зубьев и схема разводки продольной пилы по деревуПильная шина возвратно-поступательного действия это не что иное, как полотно плотницкой продольной пилы. Его чертеж, профилировка зубьев и схема разводки даны на рис. справа. Привод в пилораме – от маховика в кривошипно-шатунным механизмом через ползун – гладкий стальной стержень, скользящий в обойме с бронзовыми или баббитовыми вкладышами (именно такой показан на рис. выше с компоновочной схемой пилорамы). В прежние времена умельцы вместо пильной шины ставили полотна столярных лучковых пил; они и вдоль пилят, а купить их можно было почти в любом инструментальном магазине. Натяжение полотна на обратном ходу в таком случае обеспечивает достаточно сильная возвратная пружина.Достоинство возвратно-поступательной пильной шины – гладкий чистый рез шириной не более 3 мм, т.е. малый отход материала. Ресурс весьма солидный, не меньше, чем у пильного диска, см. далее. Но и недостатков уйма:

  • Низкая производительность: если подача каретки на обратном ходу пилы превысит 1/3 высоты зуба, т.е. 4 мм, пила застревает.
  • Распилить бревно диаметром более 300-320 мм невозможно – полотно сразу вязнет и сминается.
  • Сырое невыдержанное дерево не берет, тоже сразу вязнет и ломается.
  • Очень часто застревает на сучках и свилях.
  • При недостаточном натяжении на обратном ходу рез резко ухудшается – становится широким и рваным.
  • То же – при избыточно сильной возвратной пружине.
В профессиональной лесопереработке возвратно-поступательные пильные шины вышли из употребления к концу XIX в., а у любителей – с появлением в быту бензопил.

Дисковая

Пильный диск от циркулярной пилы в пилораму не подойдет: он изготовлен из стали худшего качества, чем требуется в данном случае. На распиловке сырых бревен материал диска от циркулярки скоро самоотпустится вследствие нагрева, диск быстро выйдет из строя или его вовсе разнесет. Поэтому пильный диск для пилорамы удовольствие не из дешевых. В отдельных источниках можно встретить советы: мол, вырежьте из оцинковки (!) или дюраля (. ) кругляш, закрепите на нем 2-4 зуба, и пилите. Судя по тому, что авторы публикаций такого рода, похоже, живы и не изувечены, сами они так не делали и понятия не имеют, что из этого может выйти.Дисковая распиловка древесины широко распространена в профессиональной деревообработке, т.к. позволяет в один проход вырезать из лесины сразу несколько штук мерного пиломатериала; для этого используются угловые и многодисковые пильные каретки (врезка вверху слева на рис.). Однако промышленная дисковая пилорама – сложное сооружение, см. рис., по теме «своими руками» никак не проходящее.

Устройство промышленной дисковой пилорамыЛюбителю, если он разживется диском для пилорамы (диаметр от 600 мм, профиль зубьев такой же, как у продольной пилы, см. выше) нужно иметь в виду такие его достоинства и недостатки:

  • Большой ресурс – до 5000 час и более полный; до 1500-2000 час между переточками зубьев.
  • Для заточки обязательно нужен заточной станок, вручную никак не получится.
  • Рез – не очень ровный шириной 3-5 мм, т.е. отход материала до 10-12% по объему. Диск «чистый рез», дающий отход 2-5%, стоит в 3-10 раз дороже простого.
  • Пилить можно без техперерывов всю 6 час. смену; производительность максимальная в данном классе устройств.
В целом же дисковая пилорама своими руками точно не вариант. Рассмотрим чертежи на рис. ниже. Первое, что бросается в глаза слева – каретка на катках в рельсах из швеллера. Это не рельсовый путь из фрезерованных профилей: перекос катков на 1-2 мм при перемещении каретки неизбежен. Следствие – перекос диска на 6 мм и более. Тут же – его застревание в дереве. Учитывая массу диска, скорость его вращения и момент инерции, возникновение аварийной и чрезвычайно травмоопасной ситуации неизбежно.

Чертежи самодельных дисковых пилорамДалее, нижний край диска должен входить в паз лафета бревна, иначе он не допилит его до конца. И вот, отпилили мы первую горбушку. Что дальше? По идее, пазов в лафете нужно несколько согласно толщины получаемых досок. После каждого запила либо каретка приподнимается, подается вперед и вновь опускается в рабочее положение, либо лафет с бревном нужно двигать под нее аналогично. Вы представляете себе такую конструкцию, выполненную в домашних условиях? Не надо, голова сильно заболит.А если попросту? Просто передвинуть бревно на лафете? Нет, не просто. Его нужно снова уложить так, чтобы следующий запил прошел точно параллельно предыдущему. А на лафете не палочка, там здоровенный тяжеленный чурбак.Ну, допустим семья/персонал у нас богатырские, бревна ворочать нам нипочем, а потери производительности из-за этого приемлемы. Тогда смотрим, что там отмечено красным на чертеже справа на рис. Да, это держатель бревна. Без него оно или скатится с лафета, или опрокинется, когда отпилены 2-3 плахи (необрезные доски во всю лесину под роспуск на мерные доски). Держатель приходится на самую середину бревна. Пилить по нему нельзя. Итого, самая ценная, широкая, крепкая и равномернее всего усыхающая сердцевинная плаха скорее всего пойдет в отход, т.к. вследствие перекладываний бревна получится недопустимо сходящейся на клин по толщине.

Примечание: любительская однодисковая пилорама на горизонтальный запил ничуть не удобнее и не производительнее вертикальной, но конструктивно много сложнее и опаснее.
Итак, дисковая пилорама для изготовления своими руками вариант в одном-единственном случае: если вы придумали ее усовершенствование в ранге коммерчески перспективного изобретения и вам нужно проверить идею в железе, чтобы подать заявку на патент. Во всех прочих – не надо.

Пила-лента

Ленточная пилорама относится к числу изобретений, дающих значимый результат тривиальными техническими решениями. Возратно-поступательная продольная пила обладает массой достоинств, а ее недостатки обусловлены более всего наличием обратного хода. Значит, нужно от него избавиться, чтобы получилось пильное полотно непрерывного действия. В результате эксплуатационные свойства ленточной пилорамы существенно отличаются от таковых прототипа и станков аналогичного назначения:
  1. Производительность – до средней, 2-3 куб. м древесины в смену.
  2. Пилит как выдержанный, так и сырой свежерубленый кругляк.
  3. Чистота реза такая же высокая, как у продольного пильного полотна, а отход материала такой же низкий.
  4. Точность реза такая же высокая, как у дисковой пилорамы, при условии равномерного оптимального натяжения пильной ленты.
  5. Распиловка бревна сразу на штуки мерных материалов невозможна.
  6. Энергопотребление на 1 куб. м дерева в 1,2-1,5 раза ниже, чем у дисковой пилорамы.
  7. Во избежание самоотпуска материала ленты необходимы техперерывы в работе: после каждого запила на 5-10 мин; после распиловки 0,5 куб. м (2 бревна диаметром 0,3 м и 6 м длиной) – 10-15 мин; спустя 2 часа работы – полчаса-час; от 6-часовой смены до след. такой же – не менее 2 час.
  8. Полный ресурс рабочего органа (ленты) – 100-500 час; перезаточка невозможна.
  9. Стоимость ленты в пересчете на час работы много меньше, чем простого пильного диска.
  10. Стоимость всего станка в несколько раз меньше, чем дискового с угловой кареткой на один отпил.
  11. Привод – электрический, т.к. плавность холостого хода ленты нужна такая же высокая, как для диска.
Вследствие этих особенностей ленточная пилорама находит самое широкое применение в малых лесопилках. По большинству объявлений: «Принимаем кргуляк/бревно в распиловку» работают именно ленточные пилорамы. В России ленточные пилорамы выпускаются в достаточно широком ассортименте («Тайга» и др.).Простейший способ сделать продольную пилу – свернуть ее полотно в кольцо и посадить его на шкивы, поз. 1 на след. рис.. Для исключения травматизма нерабочей ветвью полотна на рабочий орган надевается защитный кожух. Делать пилораму с лентой без него (поз. 2) крайне опасно!

Фабричная и самодельные ленточные пилорамыВторой камень преткновения для самодельщиков здесь – шкивы ленты. У фирменных профиль боковой поверхности (рабочей) специальный чуть выпуклый. С цилиндрического шкива лента сползает; реборды (закраины) не помогают. Некоторые умельцы от этого наклоняют весь пилящий узел вверх на 1-3 градуса. Однако, чуть натяжение ленты ослабнет (что возможно на протяжении одного реза), лента слетит сверху; без защитного кожуха это еще более опасно, чем сползание внизу.Умельцы посообразительнее нашли выход: ленту надевают на колеса от машин и мотоциклов с шинами, поз. 3 на рис. и рис. в начале. Их профиль почти точно соответствует необходимому, а упругость туго надутых камер обеспечивает оптимальное натяжение ленты по крайней мере на распил целого бревна. Кроме того, если пилятся тонкие достаточно качественные материалы, то можно обойтись простейшим фрикционным приводом, тоже поз. 3 рис. справа. Упрощается и изготовление станка, т.к. авто-мото колеса уже достаточно сбалансированы, см. видео:

Видео: ленточная пилорама своими руками

Передача на пилу

При распиловке сырых необработанных бревен и суковатой/свилеватой и вязкой мелкослойной древесины камнем преткновения оказывается и передача с привода на ленту (главная). Механическая характеристика ременной слишком мягкая: ремень упруг и может проскальзывать. Зубчатой, наоборот, слишком жесткая: на миг перед заклиниванием шестерни дают резкий сильный рывок. В том и другом случае весьма вероятно увязание ленты в дереве и ее смятие, что немедленно создает опасную ситуацию.Наилучшая главная передача для ленточной пилорамы – цепная. Холостой ход ленты она обеспечивает почти такой же плавный, как ременная. А при распиловке «плохого» дерева собственная инерция цепи дергает ленту мелкими частыми рывками, и неоднородности древесины успешно преодолеваются. Это же свойство цепной передачи используется, напр. в винтовых дровоколах.

Цепь вместо ленты

Рабочий орган цепной пилорамы – цепь с пильными зубьями, растянутая на роликах. Ее эксплуатационная прочность, ресурс и надежность (не склонная к застреванию на дефектах дерева) в несколько раз больше, чем ленты, а стоимость в расчете на длину реза до износа ниже. Пильная цепь подлежит перезаточке (нужен заточной станок!) и техперерывов в работе в течение смены не требует. Привод возможен энергонезависимый от 1-2 цилиндрового 2-тактного ДВС: пильная цепь сама по себе гасит его вибрации. По безопасности цепная пилорама наилучшая в данном сегменте производственного оборудования.Недостатки, во-первых, повышенное сравнительно с ленточной энергопотребление – кожух цепи трется о дерево, хотя и не так сильно, как диск. Второе – широкий (4-6 мм и более) довольно-таки рваный рез: пиломатериалы из цепной пилорамы нуждаются в ошкуривании (поэтому в не нередко встраивают плоскошлифовальный станок – гриндер) или пойдут в продажу вторым сортом. Следствие: повышенный отход материала, до 15% по объему. Третий – на пильную цепь в непрерывной работе необходимо подавать СОЖ (смазочно-охлаждающую жидкость, эмульсию), см. рис. Четвертый – большой техперерыв между сменами для самовосстановления свойств цепи: не менее 10 час. И, наконец, высокая трудоемкость обслуживания: перезаточка и/или замена зубьев цепи требуются каждые 10-50 час работы, а возни с ними – мама, не горюй!

Внешний вид и устройство цепной пилорамы с электроприводомВследствие указанных обстоятельств цепные пилорамы используются преим. для первичной распиловке леса на биржах и в местах заготовки. В последнем случае решающую роль играет энергонезависимость станка с ДВС: его привозят на грузовике или тракторе, распускают лесины на плахи и их увозят. В отдаленных регионах РФ и Канады потери древесины при этом часто с избытком компенсируются экономией на перевозках кругляка лесовозами. Но на пользу лесу как живому сообществу такой подход, конечно, никак не идет. И от излишней вырубки, и от засорения опилками.

Шина новая

Пильная шина непрерывного действия это консольная цепная пила, т.е. не требующая натяжения на дальнем от привода конце; в подаче СОЖ также не нуждается. Узнаете? Это «полотно» бензопилы. Применение современных материалов и непрерывное совершенствование конструкции позволило создать бензопилы, по всем параметрам пригодные для бытового применения. Станковая пилорама из бензопилы в домашних условиях также изготавливается много проще, чем любая другая; чертежи станины с рельсами и держателем бревна можно взять по ссылке, а каретки под бытовую бензопилу здесь. Ее эксплуатационные качества и особенности (кроме ресурса) будут прим. такими же, как у цепной пилорамы. Переналадка с горизонтального не вертикальный рез осуществляется просто перестановкой каретки. Но учтите:
  • Ресурс мотора пилы сократится прим. вдвое.
  • Полный ресурс «полотна» лучших моделей составит не более 20-30 час, а дешевых – 10-12 час.
  • Каждые 2-3 часа понадобится перезаточка, а каждые 4-6 час замена зубьев (если она возможна у данного образца).
  • Совокупное время работы в течение дня – 2-3 час.
  • Техперерыв до след смены – от 12 час.
  • Пила должна быть рассчитана и на поперечный, и на продольный рез.
Последнее обстоятельство, как сказал бы товарищ Сухов, дело тонкое. У моделей ведущих производителей (Stihl, напр.) оба реза предусмотрены по умолчанию, но ресурс на продольный дается для штатного режима пользования: 15 мин работы, полчаса отдыха. В пилораме выдержать его невозможно, т.к. останавливать каретку пока ведется запил нельзя. Ресурс пильной шины при этом сокращается вдвое-втрое. У «альтернативных» производителей чаще всего наоборот: пила по умолчанию только поперечная. Если же в руководстве пользователя сказано «поперечный и продольный», «также и продольный» и т.п., то ресурс на продольный рез не оговаривается. Имейте в виду.Для пилорам выпускаются особые пильные шины непрерывного действия. За счет отказа от поперечного реза их вынос (длина) больше, до 1000-1200 мм, рез тоньше (3-4 мм) и чище; фактически такой же, как у ленточной пилы. Ресурс и режим использования – как у пильной цепи. Пилорама с шиной может быть обычной конструкции (слева на рис.), но в разрезе самодельных гораздо больший интерес представляет шинная пилорама типа Логосоль, центр-справа на рис. Пружинные кантовые опоры удерживают бревно от скатывания. Элеваторы регулируются раздельно, что позволяет выравнивать бревно по горизонтали.

Устройство шинных пилорам разных типовИстория Логосоля интересна и неразрывно связана с нашей. В СССР с 30-х экспорт необработанной древесины строго регламентировался и производился крупными партиями по налаженным каналам. После его распада бывшие союзные республики, обладающие лесными запасами, буквально завалили Европу дешевым кругляком нормами хоть от бревнышка. В ЕС основные собственные лесозаготовки ведутся в Германии и Швейцарии в Альпах. Толковых мастеров по дереву там и там хватает, и они привычны работать на остром дефиците сырья. При тамошних ценах на строевой лес подсчет дохода от закупки диких лесин и распиловки на доску-брус у себя во дворе давал результаты, от которых глаза но лоб лезли. Плюс – от опилок нет головной боли с утилизацией, но есть весомая дополнительная выгода от их продажи. Вот тогда-то швейцарец Бенгт-Улоф Бюстрём и придумал пилораму, которую назвал Logosol. Его изюминка – замена технологически сложного рельсового пути гладкой направляющей, по которому каретку передвигают вручную с прижимом. Это требует большего труда и некоторого навыка, но конструкция пилорамы много упрощается, а ее стоимость падает в разы. Любители разработали много модификаций безусловно удачной разработки Бюстрёма. Их чертежи Логосолей и узлов к ним можно открыто взять отсюда: http://www.logosol.su/files.htm. А как сделать пилораму Логосоль своими руками см. видео:

Видео: мобильно-стационарная Логосоль “Теря” своими руками


Появление Логосоля – непосредственная причина разработки и пильных шин для пилорам. В продаже имеются их модели, сопрягаемые с бытовыми бензопилами: снимаем штатное полотно, ставим шину. Таким образом решилось и дело со стоимостью и трудоемкостью привода: бензопила на хозяйстве и так вещь нужная.Дальнейшее развитие идеи Логосоля – мини пилорама без станины, направляющей и рельсов, см. рис. справа. Вместо направляющей используется существующий спил; при аккуратной ручной распиловке ее точность в пределах бревна выдерживается. На каретке в таком случае остается кроме шины и привода только опорная площадка и рукояти для удержания и перемещения.Пионерный запил делается по шаблону (ровная доска, вверху справа на рис.), швеллер, рама из уголка и т.п., длиной больше бревна. Последующие горизонтальные – по предыдущему, в центре справа. Если необходим вертикальный запил, подкладывают швеллер (внизу справа), т.к. в данном случае нужна ровная боковая опорная поверхность. Однако все это не устраняет последних проблем: установки бревна на лафет, его выравнивания и удержания.

Мини-пилорама без станины и порядок пользования ею

Пилорама своими руками в домашних условиях

На фото представлена модель такого устройства, изготовить которое сможет любой желающий. Конструкция хотя и простая, но требует немало усилий для изготовления. Пользоваться ею просто, для чего изначально нужно положить бревно на ровную поверхность, подкатить станок к заготовке, выставить толщину распила, и приступать. Перемещается станок вдоль заготовки, осуществляя распиливания досок нужного размера.
  1. Швеллер размером 10 на 5 и длиной не менее 5 метров. Длина влияет на размер распиливаемых бревен. Чем больше размер бревен, тем и длина швеллера должна быть соответствующей
  2. Стальной уголок размером 5х5 см
  3. Стальная трубка до 1 метра и диаметром 15-20 мм
  4. Крепежные детали в виде болтов с гайками
Третий вариант стационарной пилорамы также можно сделать самостоятельно в домашних условиях, но для этого понадобится много расходных материалов.

Пилорама из бензопилы своими руками как сделать быстро и легко

Сегодня купить стационарную пилораму для дома практически нереально, так как стоит она баснословных денег. Однако когда нужно распилить древесину или обработать ее, то остается только один выход — пилорама из бензопилы своими руками. Конечно, самодельному инструменту еще далеко до заводского аналога, однако для дома такой конструкции хватит с головой. Как сделать ее в домашних условиях, знают не многие, поэтому пора углубиться в этот вопрос.

Для чего нужна пилорама из бензопилы в хозяйстве

С наступлением осени все чаще начинают раздаваться звуки работы бензо- и электропил. Это означает, что сезон заготовки дров в самом разгаре. Однако для каких целей может понадобиться пилорама, когда с заготовкой дров отлично справляется мобильный бензоинструмент. Пилить дрова, когда имеется в виде выполнение продольного распила, проще бензопилой, однако когда возникает необходимость их бревна получить доски, то для этих целей не обойтись без пилорамы.

Само слово пилорама означает «пила» на «раме». Конструктивно это станок, на который крепится режущий инструмент (в конкретном случае, это бензопила или электропила). Когда заготавливаются дрова на зиму, то часто попадаются ровные стволы, из которых, как говориться, грешно не изготовить доски. Другой вариант, когда вы проживаете в сельской местности и желаете заняться бизнесом с минимальными вложениями (открыть лесопилку). Здесь также на помощь придет бензопила, из которой можно сделать своими руками пилораму. Таким станком можно выполнять такие манипуляции:

  1. Распиливать бревна на доски, которые впоследствии можно продавать или использовать для строительства дома, дачи или прочих пристроек. Доска всегда является востребованным и дорогим стройматериалом
  2. Изготовление брусьев, которые также являются дорогим строительным видом строительного материал, получить который можно при наличии леса и лесопилки
При работе остаются пиломатериалы, которые можно использовать в качестве дров для растопки твердотопливных котлов. Мобильная пилорама из бензопилы имеет такие достоинства:
  • Она не занимает много места на участке, поэтому для нее не нужно сооружать дополнительное перекрытие
  • В любой момент ее можно разобрать, чтобы продолжить пилить деревья
  • Использовать можно как дома, так и в полевых условиях, например, в лесу сразу после валки деревьев
Однако все эти достоинства имеют портативные модели пилорам из бензопил. Если планируется изготовить пилораму в виде станка, то ее не так просто перемещать, поэтому воспользоваться ею можно только в одном месте, где она будет установлена.
Обсуждение закрыто.