Секреты освещения в интерьере
Секреты освещения в интерьере
- Общее освещение в преимущественной степени достигается с применением верхних источников: припотолочных люстр, подвесных светильников, LED-панелей, спот-систем и т.д. Зачастую его вполне хватает для удобного взаимодействия с окружением: просмотра телевизора, чтения книг, уборки, выполнения рутинных бытовых задач. Если же требуется более яркий свет, вопрос решается заменой лампочки на более мощную. Чаще всего такая ситуация возникает в гостиной и на кухне, а также иногда в детской комнате. Остальные помещения нуждаются в ином количестве света и требуют принципиально другого подхода.
- Для локального освещения зачастую используют все виды бытовой подсветки, а также различные модификации настенных светильников и бра. Их назначение – создать в конкретном месте достаточно комфортные условия для осуществления какой-либо временной деятельности. Сюда, как и ранее, может быть отнесено чтение или просмотр телевизора, а также рукоделие и работа с бумагами. В последнем случае нередко применяются настольные лампы, которые обладают гораздо большей мобильностью в сравнении со всеми другими вышеупомянутыми источниками света. Кроме того, для создания романтической атмосферы во все времена принято было использовать торшеры. Зачастую они находят себе место в спальне или возле дивана. В целом, локальное освещение может быть уместно в комнате с любым назначением, однако его тип и конструктивное исполнение будут разниться.
- Акцентированное освещение помогает выделить чётко направленным лучом света требуемый объект. Особенно показательны в этом плане подсветки для стен, картин и зеркал, которые позволяют обособленно осветить конкретную зону, не влияя на интерьер в целом. Также для этих целей могут применяться светильники направленного света и потолочные модели с поворачивающимся плафоном. Дизайнеры часто используют приборы именно из данной категории, чтобы эффектно подать все архитектурные особенности помещения – ниши, утопленные в стену шкафы, колонны, переходы и выступающие балки под потолком. Вместе с тем, источники акцентного света можно увидеть также в коридорах, прихожих, санузлах и кладовках, но здесь они играют более утилитарную роль.
Хитрости в освещении интерьеров
К вопросам освещённости помещений может быть много подходов. В первую очередь, они связаны с конструктивным исполнением, а затем во внимание берётся удобство использования и эстетическая составляющая. Испокон веков игре света и тени уделялось очень много внимания, к какому виду помещений бы они не относились. Несколько столетий назад первостепенную важность имело освещение бальных залов, галерей и читален, а в наше время люди стремятся как можно рациональнее и интереснее осветить гостиную. Сегодня мы поговорим о том, к каким маленьким хитростям и в некоторой мере иллюзиям можно прибегнуть при разработке дизайн-проекта своей квартиры, чтобы достичь поставленных эстетических целей.Сейчас хорошо известно, что умелой манипуляцией световыми акцентами можно оптически увеличить помещение, раздвинуть стены, поломать скучную геометрию и фактически построить совершенно другой интерьер. Но нашей основной темой станет не это, а то, как добиться эффекта существенного обновления квартиры достаточно простыми средствами. Специалисты по световому дизайну поделились с нами набором довольно простых, но эффектных технических подходов, способных привести в восторг владельцев квартиры, в которой осуществляется ремонт. За долгие годы работы в этой сфере профессионалы накопили обширный пласт знаний касаемо применения различных типов светильников и люстр, комбинации лампочек по форм-фактору, яркости, цветовой температуре свечения, а также задействованию всех доступных средств для создания поистине уютной атмосферы в доме.Часто в спальнях вешают люстру над кроватью, но это неправильно: вы лежите, и свет бьет прямо в глаза. То же касается точечного света, интегрированного в потолок: точки нужно располагать вне кроватной зоны. Или же купите светильники с углубленным источником света, который можно увидеть только стоя непосредственно под ними. Система встроенных потолочных светильников даст общий свет. Торшеры, настенные светильники, закарнизная подсветка локализуют свет и делают его более приглушенным. Сейчас многие пускают свет со стены, избегая потолочных светильников. Этот прием родом из гостиничного освещения — такой свет стоит во многих сетевых отелях. Массовое строительство подразумевает небольшие площади квартир и высоту потолков, а потолочный свет ее только съедает: для установки светильников делают подвесной или натяжной потолок, который занимает 10−20 сантиметров, от чего пространство кажется давящим. Поэтому стены и потолок сперва штукатурят и красят и только потом делают систему отраженного света.
Что такое светодизайн?
Дисциплина на стыке технического и творческого направлений, коллаборация инженерии и дизайна (свет — физический инструмент, а дизайн подразумевает творчество). Когда-то главным источником света было солнце. Потом человек открыл огонь, появились факелы и свечи, но это был функциональный свет (создает минимальные комфортные условия для зрительной работы). Как только появилась лампочка, ее начали заключать в отражатели, надевать на нее линзы, рассеиватели — то есть играть со световым потоком. Эта возможность манипулировать светом, в том числе в декоративных целях, и дала толчок к развитию светодизайна. В России понятие «светодизайн» начали активно использовать 7−10 лет назад, с появлением светодиодов.Фото ReRooms
2. Ориентируйтесь по сторонам света
Еще до начала ремонта вам придется решить, где и какие светильники будут находиться, чтобы подготовить для них место во время черновых и чистовых работ. Обязательно сориентируйте интерьер по сторонам света. Выясните, сколько естественного солнечного света будет в каждой комнате в течение дня, и при выборе количества светильников обязательно это учитывайте.Фото ReRooms
Есть такое понятие – цветовая температура. В соответствии с этой градацией свет бывает тёплый, нейтральный, холодный. В течение светового дня естественный источник света – солнце – меняет характеристики излучаемого им потока от тёплого до холодного. Биоритмы человека формировались именно в приспособлении к этой вариативности характеристик. Комфортность восприятия человеком искусственного освещения повышается при направленном изменении цветовой температуры. Технически это реализуемо.
Принципы зонирования
Зонирование помещения без перегородок является современным дизайнерским приёмом разделения жилого пространства на условно автономные части – зоны.У дизайнеров существует понятие «визуальный центр». Это точка, привлекающая взгляд вошедшего в комнату. И совсем не обязательно этот центр совпадает с геометрическим центром комнаты. Относительно этого центра формируются зоны. Если подходить к вопросу серьёзно, то стоит воспользоваться опытом профессиональных дизайнеров. У них наработаны приёмы.Ниже рассматривается один из таких наборов приёмов зонирования.- Хранение вещей в зоне. Вещи, используемые в этой зоне, должны в ней же находиться. Стулья должны стоять рядом с обеденным столом, а не в других углах комнаты. И обеденная посуда должна находиться рядом.
- Большой красивый ковёр очерчивает границы зоны. Так может быть выделена игровая зона для детей.
- Зрительно выделяет зону цвет или орнамент.
- Если без этого нельзя обойтись, то можно поставить лёгкие функциональные перегородки.
- Между зонами обязательно должны быть проходы.
- Размещая в комнате зоны, приходится всё время учитывать занятое и свободное пространство.
- С помощью настенных светильников можно создавать световые акценты: коллекцию дорогих вам предметов, выставленную на полке, картины не забудьте подсветить направленным светом.
Световые эксперименты и выбор светильников
Если световой сценарий не был заложен в момент проектирования интерьера, исправить ошибки освещения можно путем экспериментирования с температурой и интенсивностью освещения.- Найдите дома светильник с комфортным для вас светом, выкрутите лампу и проанализируйте ее характеристики: мощность и пр. «Примерьте» эту лампу в других светильниках в разных помещениях квартиры. Запишите ваши наблюдения. Эта шпаргалка пригодится вам в магазине.
- Выбирая светильники в магазине, помимо технических характеристик не забывайте о нюансах: холодный свет бодрит, теплый расслабляет.
- Обращайте внимание на материал, прозрачность и цвет абажура. Для хрустальных люстр нужны только прозрачные ламы, т. к. главная красота хрусталя — в бликах и игре света. Матовые лампы такого эффекта не дадут.
- Для непрозрачного абажура подойдет матовая лампа — получится мягкий рассеянный свет.
- Будьте внимательны при выборе экстравагантных светильников: черных с золотом внутри, белых абажуров с ярким внутренним фоном. Такие светильники могу дать неожиданные результаты и не вписаться в имеющийся интерьер.
27.10.19,
Наталья Жернова,
Новосибирск,
фотографии из открытых источников в интернете