Золотое сечение при строительстве частного дома
Золотое сечение при строительстве частного дома
Б.М.Иофан предложил композицию из пяти составляющих с центральной башней. В годы строительства это было самое высокое здание в Европе.Собственно говоря, и для Луки Пачоли, написавшего в 1509 году труд «Божественная пропорция», не столь важно было его прикладное значение. Важно было обосновать её мистическую природу. А применять его осознанно стали только с момента издания книги.Образец послевоенной советской архитектуры выстроен с 1949 по 1953 годы.
15 примеров золотого сечения в архитектуре
Примеры золотого сечения в архитектуре найти можно везде, когда умеешь его видеть. Выяснить это даже школьнику по силам. В 2013 году ученица 10 класса Сивакова Елена провела собственное исследование зданий 19-20 веков. Проследим, как она это сделала, и научимся видеть и определять его в архитектурных сооружениях за 5 минут. После прочтения статьи не останется вопросов о том, что это такое, и можно ли его необычные свойства использовать в своей жизни.
Ужасный символ Парижа и золотое сечение
Когда в Париже собирали металлическую Эйфелеву башню, многие французы возмущались. Критики писали о ней, как об «уродстве города», «сраме Парижа», «тощей пирамиде из металлических лестниц». В их числе были Эмиль Золя, Дюма-младший, Ги де Мопассан. Сейчас этот самый посещаемый памятник является гордостью парижан. Может быть виной тому «божественная» пропорция?Она же наблюдается и самом знаменитом французском соборе Нотр-Дам-Де-Пари.
Золотое сечение при строительстве частного дома
В современной методике проектирования жилья на основе принципа золотого сечения, кроме ряда Фибоначчи, широко используется принцип, предложенный известным французским архитектором Ле Корбюзье. В этом случае в качестве отправной единицы измерения, по которой рассчитываются все параметры здания и внутреннего интерьера, выбирается рост будущего владельца или средняя высота человека. Такой подход позволяет спроектировать дом не только гармоничный, но и по-настоящему индивидуальный.Например, вы хотите дом площадью около 100 квадратных метров. Длинную сторону можно принять за 12 метров. Тогда короткая находится как 62% от длинной и составит 7,44 метра. Можно сделать 7 метров или 7,5, можно увеличить до 8. Точное, до сантиметра соблюдение размеров совсем не обязательно. Важно соотношение. А «на глаз» даже в приближении смотрится гармонично. Площадь застройки в таком случае получается несколько меньше — 90-96 квадратов. Если вам надо больше — берите длинную сторону равной 13 метрам и снова считайте. Вроде как применять золотое сечение при создании плана дома понятно.Еще в прошлом столетии золотое сечение оказалось таким популярным, что теперь многие сторонники мистического видения мира дали ему другое название универсальное гармоническое правило.
Золотое сечение пропорция в строительстве
» Разное » Правило золотого сечения в архитектуре, строительстве и дизайнеНаблюдения за природой и попытки раскрыть тайны ее прекрасных созданий принесли немало открытый. Одно из них — золотое сечение. Это некоторая закономерность, которой подчиняется все, что мы называем красивым. Люди, животные, цветы, здания, галактики…
Что такое золотое сечение и как его понимать
Часто мы сталкиваемся с домами, предметами, строениями, растениями, которые нас чем-то завораживают. Люди издавна пытались понять, почему одно нам кажется красивым, другое нет, искали закономерности. И вроде нашли. Это некоторое соотношение частей, которое назвали золотым сечением.О том, кто и когда придумал золотое сечение никто не знает точно. Кто-то приписывает открытие Пифагору, но первое упоминание нашли еще в «Началах» Евклида, а жил он в 3 веке до нашей эры. Так что находка явно давняя. Именно по этому принципу построены древнегреческие и римские храмы. Конечно, это могут быть совпадения, но очень уж странные и очень их много. Так что, скорее всего, они были в курсе идеальных пропорций.Сохранившиеся постройки древности тоже подчинены правилу золотого сеченияСовершенно точно то, что Леонардо да Винчи искал подтверждение этому принципу в строении человеческого тела. И, что самое интересное, нашел. Те лица и тела, которые кажутся нам красивыми, имеют пропорции, которые как раз и подчиняются закону золотого сечения.Формальное определение звучит и просто, и сложно. Его связывают с двумя разными по размеру отрезками. Звучит этот принцип примерно так: если отрезок разделить на две неравные части, то это деление будет пропорциональным, если большая часть отрезка относится к целому так же, как и меньшая часть к большему. Будет понятнее, если посмотреть на иллюстрацию и формулу.Принцип и формула золотого сеченияНа рисунке целый отрезок разделен так, что если а разделить на b, получим 1,1618, та же цифра получается, если целый отрезок разделить на большую часть — a. Это число и есть воплощением идеальной пропорции. Теперь, если посмотрите на картинку с Парфеноном, пропорции этого строения также подчиняются указанному соотношению.Ту же закономерность можно представить в виде процентов. Может, кому-то так проще. Для того, чтобы деление целого было пропорциональным, части должны составлять 62% и 38%. Возможно, так будет проще запомнить.Последовательность Фибоначчи — не только математическая формулаЭту закономерность развил дальше математик Фибоначчи. Он разработал числовую последовательность, элементы которой, начиная с девятого, подчиняются тому же закону. Графическое изображение этой последовательности — спираль. Если присмотреться, и в природе, и в архитектуре, и в человеческом теле пропорции красоты присутствуют.Как построить прямоугольник с идеальными пропорциями
Чтобы применять на практике полученную информацию, надо каким-то образом научиться делить пространство или строить его согласно этому закону. Для начала давайте научимся строить прямоугольник с идеальными пропорциями. За основу берем квадрат.Построение прямоугольника с золотым сечениемКвадрат делим пополам, в одном из полученных прямоугольников проводим линию, которая соединяет противоположные углы. Дальше берем циркуль, ставим иголку в центр нижней стороны квадрата, откладываем длину полученной диагонали и отмечаем ее на линии, которая будет продолжением нижней стороны квадрата. Полученный прямоугольник имеет соотношение сторон 1,62 (это как раз то соотношение, которое и дает 62% и 38%).Это явно неспроста. Хотя далеко не все подчиняется этой закономерностиЧто еще интересно, что если вы начнете делить прямоугольник с соотношением сторон 1,62 на квадрат и прямоугольник, вы получите снова прямоугольник с идеальными пропорциями, но меньшего размера. Если вы его снова разделите по тому же принципу, будет еще одна пара квадрат+прямоугольник со сторонами, соотношение которых будет соответствовать золотому сечению. И так до тех пор, пока вы сможете проводить деление. Но что еще интереснее, в это деление отлично вписывается ряд Фибоначчи, который имеет вид раскручивающейся спирали. Иллюстрация на рисунке выше.Как разделить отрезок по правилу золотого сечения
Это умение пригодится, например, при создании проекта дома, планировки, при разработке дизайна квартиры, расстановке мебели и т.д. Точно также может понадобиться при планировке участка, клумб, высадке растений и т.д. В общем, применяться может практически везде.Ничего особенного, но взгляд не оторвать. Знаете почему?Итак, порядок деления отрезка по правилу золотого сечения:- Берем отрезок, делим его пополам.
- Из одного из концов восстанавливаем перпендикуляр (прямая под углом 90°), который длиной равен половине отрезка. На рисунке это отрезок BC.
- Полученную точку C соединяем прямой с другим концом отрезка (A).
- На отрезке AC ставим точку D. Она находится на расстоянии, равном длине отрезка BС. Проще всего это сделать при помощи циркуля, но можно и линейкой.
- Замеряем длину отрезка AD (снова циркулем, либо линейкой). Такую же длину откладываем на отрезке AB. Получаем точку E.
- Теперь, если измерить длины отрезков AE и EB и разделить их, получим то самое заветное число — 1,62.
Идеальный треугольник и пентаграмма
Идеальным называют равнобедренный треугольник, основание которого относится к длине стороны как 1/3. То есть, снова-таки соблюдается золотое сечение. Начертить треугольник с идеальным соотношением сторон несложно. Удобнее циркулем, но можно обойтись и линейкой.Золотой треугольник, правило его построения и применение в создании интерьера, напримерПостроение такое. На прямой от точки A трижды откладываем отрезок произвольной длины. Эту длину обозначим O. Получаем точку B. Через нее проводим прямую, перпендикулярную отрезку AB.На этой линии в обе стороны от точки B откладываем величину O. Получаем две точки d и d1. Соединяем их с точкой A. Вот и получили треугольник, стороны которого относятся как 1,62.Проверить это можно, если отложить при помощи циркуля длину основания на боковой стороне (точка C). Вторая проверка — противолежащий угол составляет 36°.Построение пентаграммы несколько сложнее. Ее вписываем в круг, без циркуля не обойтись.
- Центр окружности обозначаем O, через него проводим прямую до пересечения с окружностью. Одну из точек пересечения обозначаем A. Отрезок OA — диаметр окружности.
- Находим середину отрезка OD, ставим точку E. Из центра окружности вверх до пересечения с окружностью восстанавливаем перпендикуляр. Это точка D.
- Соединяем точки E и D. При помощи циркуля откладываем на радиусе точку C. Отрезок СD равен длине отрезка ED. Циркулем замеряем длину отрезка ED. Иглу ставим в точку E, ведем грифель до пересечения с радиусом. Вот и получили точку C.
- Длинна отрезка DC — сторона пентаграммы. Замеряем ее, при помощи циркуля переносим на окружность. Для этого циркулем с отложенным расстоянием ставим еще четыре точки на окружности, поочередно соединив их, получаем пентаграмму.
Применение в строительстве
Как уже говорили, неизвестно кто открыл золотое сечение, но все, что кажется нам красивым, имеет именно такое соотношение сторон. Примеров в природе очень много. Если рассматривать известные здания, то и там тоже есть та же закономерность.Исаакиевский собор — можете посчитать ради интересаЕсли вы хотите, чтобы ваш дом внутри и снаружи был привлекательным, запоминался и нравился, при создании или выборе проекта можно просчитать хотя бы основные пропорции. Внести корректировки в пропорции, возможно, не всегда легко, часто связано с дополнительными расходами. Но, если при создании проекта сразу держать в уме золотое сечение, вопросы сами по себе отпадают. На самом деле не так уж это сложно.Например, вы хотите дом площадью около 100 квадратных метров. Длинную сторону можно принять за 12 метров. Тогда короткая находится как 62% от длинной и составит 7,44 метра. Можно сделать 7 метров или 7,5, можно увеличить до 8. Точное, до сантиметра соблюдение размеров совсем не обязательно. Важно соотношение. А «на глаз» даже в приближении смотрится гармонично. Площадь застройки в таком случае получается несколько меньше — 90-96 квадратов. Если вам надо больше — берите длинную сторону равной 13 метрам и снова считайте. Вроде как применять золотое сечение при создании плана дома понятно.Если основные параметры строения имеют правильную пропорцию, в любом стиле здание смотрится интересноВысота этажа в таком случае принимается как 32% от длинной части. Она составит 12*0,32 = 3,84 метра. В принципе, это соответствует нынешним представлениям о комфортных габаритах помещения, но при желании можно сделать высоту меньше. Примерно также рассчитываются, подбираются все остальные фрагменты дома.Не стоит забывать, что дом должен вписываться также в ландшафт. Если есть какая-то доминанта — высокий холм, например, то просчитывать надо и соотношение с холмом, и с пропорциями участка. В общем, для создания гармоничной усадьбы очень многие факторы надо учитывать.Не только прямые линии можно использовать. Правда с изогнутыми поверхностями работать сложнее, да и обходятся они дороже — нестандартное устройство всегда более затратноеПо такому же принципу разрабатывают внутреннюю планировку, стараясь по возможности соблюдать требуемое соотношение. Но еще раз повторим: по возможности. Не зацикливайтесь на точном соответствии до сантиметра. Важна общая тенденция.Золотое соотношение во внутреннем оформлении
Что еще дает золотое сечение кроме визуального наслаждения? Психологи говорят, что в интерьере, созданном по этому правилу человек чувствует себя более комфортно. Это, конечно, субъективно, но можно попробовать. Итак, вот как интерпретируют правило золотого сечения в дизайне интерьеров:- Если вы собираетесь разделить комнату на зоны, воспользуйтесь правилом. Это значит, что одна из частей должна быть около 62%, вторая — 38%.
- Площадь, занятая предметами мебели, не должна быть больше чем 2/3.
- При подборе мебели руководствуемся правилом: каждый средний предмет по габаритам относится к крупным так же, как маленький к средним.
- При выборе цвета придерживайтесь примерно тех же правил:
- Второй вариант: 60% — основной цвет, 30% дополнительные и 10% — это акцентные.Пример подбора цвета по правилам правильной пропорциональности
- При использовании горизонтального деления стены (панели), высоту панели можно брать 1/3 или 2/3 от общей высоты комнаты. Но при этом мебель подбирается пропорциональной по высоте, а не по длине.
Золотое сечение в ландшафтном дизайне
При создании ландшафта на участке, принцип идеальных пропорций применяют, называя его правилом треугольника. В композиции должна быть одна доминанта, остальные ее составляющие лишь подчеркивают, оттеняют ее. Например, на участке есть большое дерево и вы хотите его обыграть. Оно и будет центром композиции — доминантой. Нанесите его на план, расчертите клумбу или рокарий, альпинарий — то, что хотите сделать.Правило треугольника в садовом дизайнеОт главенствующего растения или камня, под прямым углом проведите две линии. На этих линиях надо будет высадить более низкие растения. Причем второе по высоте не должно быть выше чем 2/3 от высоты основного объекта. Третий объект — не выше чем 1/3. Дополняют композицию еще более низкорослыми насаждениями. Это коротко о том, как применять золотое сечение в планировке посадок.Но это не все. Растения надо подбирать по цветам — сочетание зелени разных оттенков, вкрапления цветов и декоративно-лиственных растений — все подчиняется тому же закону. Доминирующий оттенок составляет порядка 60%, дополнительные цвета — 30%, акценты — 10 %. Это если говорить о правилах подбора в одной группе. Но также надо согласовывать и весь план целиком — по размерам, высоте, цветам.Что такое золотое сечение в строительстве
Каждый человек, сталкивающийся с геометрией объектов в пространстве, хорошо знаком с методом золотого сечения. Его применяют в искусстве, дизайне интерьеров и архитектуре. Еще в прошлом столетии золотое сечение оказалось таким популярным, что теперь многие сторонники мистического видения мира дали ему другое название – универсальное гармоническое правило. Особенности этого метода стоит рассмотреть подробнее. Это поможет узнать, почему он пользуется интересом сразу в нескольких сферах деятельности – искусстве, архитектуре, дизайне.
Суть универсальной пропорции
Принцип золотого сечения является всего лишь зависимостью чисел. Однако многие относятся к нему предвзято, приписывая этому явлению какие-то мистические силы. Причина кроется в необычных свойствах правила:- Многие живые объекты обладают пропорциями туловища и конечностей, приближенными к показаниям золотого сечения.
- Зависимости 1,62 или 0,63 определяют отношения размеров лишь для живых существ. Объекты, относящиеся к неживой природе, очень редко соответствуют значению гармонического правила.
- Золотые пропорции строения туловища живых существ представляют собой неотъемлемое условие выживания многих биологических видов.
Происхождение золотого сечения
Об универсальном правиле было известно еще математикам Древней Греции. Ее использовал Пифагор и Евклид. В известном архитектурном шедевре – пирамиде Хеопса отношение размеров основной части и длины сторон, а также барельефов и декоративных деталей соответствуют гармоническому правилу.Метод золотого сечения взяли на вооружение не только архитекторы, но и художники. Тайна гармонической пропорции считалась одной из величайших загадок.Первым, документально заверившим универсальную геометрическую пропорцию, был монах-францисканец Лука Пачоли. Его способности к математике были блестящи. Широкое признание золотое сечение получило после публикации результатов исследований золотого сечения Цейзинга. Он изучал пропорции тела человека, древние памятники скульптуры, растения.Как рассчитали золотое сечение
Разобраться, что такое золотое сечение, поможет объяснение, основанное на длинах отрезков. К примеру, внутри большого находится несколько маленьких. Тогда длины небольших отрезков относятся к общей длине большого отрезка, как 0,62. Такое определение помогает разобраться, на сколько частей можно поделить определенную линию, чтобы она соответствовала гармоническому правилу. Еще один плюс использования этого метода – можно узнать, каким должно быть отношение самого большого отрезка к длине всего объекта. Это соотношение равняется 1,62.Такие данные можно представить, как пропорции измеряемых объектов. Сначала их выискивали, подбирая опытным путем. Однако теперь точные соотношения известны, поэтому построить объект в соответствии с ними не составит труда. Золотое сечение находят такими путями:- Построить прямоугольный треугольник. Разбить одну из его сторон, а затем провести перпендикуляры с секущими дугами. При проведении вычислений следует от одного конца отрезка построить перпендикуляр, равный ½ его длины. Затем достраивают прямоугольный треугольник. Если отметить точку на гипотенузе, которая покажет длину перпендикулярного отрезка, то радиус, равняющийся оставшейся части линии, рассечет основание на две половины. Получившиеся линии будут соотноситься друг с другом согласно золотому сечению.
- Универсальные геометрические значения получают и другим способом – выстраивая пентаграмму Дюрера. Она является звездой, которая помещена в окружность. В ней находится 4 отрезка, длины которых соответствуют правилу золотого сечения.
- В архитектуре гармоническая пропорция применяется в модифицированном виде. Для этого прямоугольный треугольник следует разбивать по гипотенузе.
Секрет золотого сечения
Если в случае с живыми объектами золотое сечение, проявляющееся в пропорциях тела людей и животных можно объяснить необходимостью приспосабливаться к среде, то в использование правила оптимальных пропорций в 12 веке для постройки домов было в новинку.Парфенон, сохранившийся со времен Древней Греции, был возведен по методу золотого сечения. Множество замков вельмож средних веков создавали с параметрами, соответствующими гармоническому правилу.Золотое сечение в архитектуре
Множество построек древности, которые сохранились до сих пор, служат подтверждением тому, что архитекторы из эпохи средневековья были знакомы с гармоническим правилом. Очень хорошо заметно стремление соблюсти гармоническую пропорцию при сооружении церквей, значимых общественных зданий, резиденций королевских особ.К примеру, собор Парижской Богоматери возведен таким образом, что многие из его участков соотносится с правилом золотого сечения. Можно найти немало произведений архитектуры 18 века, которые были построены в согласии с этим правилом. Правило применяли и многие русские архитекторы. Среди них был и М. Казаков, который создавал проекты усадеб и жилых зданий. Он проектировал здание сената и Голицынскую больницу.Естественно, дома с таким отношением частей возводили и до открытия правила золотого сечения. Например, к таким зданиям относится церковь Покрова на Нерли. Красота здания приобретает еще большую загадочность, если учесть, что здание покровской церкви было возведено в XVIII веке. Однако современный вид постройка приобрела после реставрации.В трудах о золотом сечении упоминается, что в архитектуре восприятие объектов зависит от того, кто наблюдает. Пропорции, образованные при помощи золотого сечения, дают максимально спокойное соотношение частей строения относительно друг друга.Ярким представителем из ряда строений, соответствующих универсальному правилу, является памятник архитектуры Парфенон, возведенный еще в пятом веке до н. э. Парфенон устроен с восьмью колоннами по меньшим фасадам и с семнадцатью – по большим. Храм возведен из благородного мрамора. Благодаря этому использование раскраски ограничено. Высота строения относится к его длине 0,618. Если разделить Парфенон по пропорциям золотого сечения, получатся определенные выступы фасада.Все эти сооружения имеют одно сходство – гармоничность сочетания форм и отменное качество строительства. Это объясняется использованием гармонического правила.Важность золотого сечения для человека
Архитектура древних построек и средневековых домов довольно интересна и для дизайнеров современности. Это объясняется такими причинами:- Благодаря оригинальному оформлению домов можно не допустить надоевших штампов. Каждое такое здание является архитектурным шедевром.
- Массовое применение правила для украшения скульптур и статуй.
- Благодаря соблюдению гармонических пропорций взгляд притягивается к более важным деталям.
Использование золотого сечения в дизайне
Принципы использования универсальной пропорции все чаще используют при строительстве частных домов. Особое внимание уделяется соблюдению оптимальных пропорций конструкции. Немало внимания уделяют правильному распределению внимания внутри дома.Современная интерпретация золотого сечения уже не относится лишь к правилам геометрии и формы. Сегодня принципу гармонических пропорций подчиняются не только размеры деталей фасада, площадь комнат или длины фронтонов, но и цветовая палитра, используемая при создании интерьера.Соорудить гармоничное строение на модульном основании гораздо проще. Многие отделения и помещения в этом случае выполняются как отдельные блоки. Они проектируются в строгом соответствии с гармоническим правилом. Возвести здание как набор отдельных модулей, значительной проще, чем создавать единую коробку.Многие фирмы, занимающиеся сооружением загородных домов, при создании проекта соблюдают гармоническое правило. Это позволяет создать у клиентов впечатление, что конструкция здания детально проработана. Такие дома обычно описывают, как наиболее гармоничные и комфортные в использовании. При оптимальном выборе площадей комнат жильцы психологически ощущают успокоение.Если дом возведен без учета гармонических пропорций, можно создать планировку, которая будет по соотношению размеров стен приближена к показателю 1:1,61. Для этого в комнатах устанавливают дополнительные перегородки, или переставляют предметы мебели.Аналогично меняют габариты дверей и окон таким образом, чтобы проем имел ширину, показатель которой меньше значения высоты в 1,61 раза.Сложнее подбирать цветовые решения. В этом случае можно соблюдать упрощенное значение золотого сечения – 2/3. Основным цветовым фоном следует занять 60% пространства комнаты. Оттеняющий оттенок занимает 30% помещения. Оставшаяся площадь поверхностей закрашивается близкими друг к другу тонами, усиливающими восприятие выбранного цвета.Внутренние стены комнат делят горизонтальной полосой. Ее располагают в 70 см от пола. Высота мебели должна находиться в гармоническом соотношении с высотой стен. Это правило относится и к распределению длин. К примеру, диван должен иметь габариты, которые бы оказались не меньше 2/3 длины простенка. Площадь помещения, которая занята предметами мебели, тоже должна иметь определенное значение. Она относится к общей площади всего помещения как 1:1,61.Золотая пропорция сложно применима на практике ввиду наличия всего одного числа. Именно поэтому. Проектирую гармоничные строения, пользуются рядом чисел Фибоначчи. Благодаря этому обеспечивается разнообразие вариантов форм и пропорций деталей строения. Ряд чисел Фибоначчи также носит название золотого. Все значения строго соответствуют определенной математической зависимости.Кроме ряда Фибоначчи, в современной архитектуре применяют и другой метод проектирования – принцип, заложенный французским архитектором Ле Корбюзье. При выборе этого способа отправной единицей измерения выступает рост владельца дома. Исходя из этого показателя рассчитывают размеры здания и внутренних помещений. Благодаря этому подходу дом получается не только гармоничным, но и приобретает индивидуальность.Любой интерьер приобретет более завершенный вид, если в нем использовать карнизы. При использовании универсальных пропорций можно вычислить его размер. Оптимальными показателями являются 22,5, 14 и 8,5 см. Устанавливать карниз следует по правилам золотого сечения. Маленькая сторона декоративного элемента должна относиться к большей так, как относится к сложенным значениям двух сторон. Если большая сторона будет равна 14 см, то маленькую стоит сделать 8,5 см.Придать помещению уюта можно путем деления стеновых поверхностей при помощи гипсовых зеркал. Если стена поделена бордюром, от оставшейся большей части стены следует отнять высоту карнизной планки. Для создания зеркала оптимальной длины от бордюра и карниза следует отступить одинаковое расстояние.
Заключение
Дома, построенные по принципу золотого сечения, действительно получаются очень удобными. Однако цена постройки таких строений довольно высока, поскольку стоимость стройматериалов ввиду нетипичных размеров увеличивается на 70%. Этот подход совершенно не нов, поскольку большинство домов прошлого века создавали исходя из параметров хозяев.Благодаря использованию метода золотого сечения в строительстве и дизайне здания получаются не только комфортабельными, но и долговечными. Они выглядят гармонично и привлекательно. Интерьер тоже оформляют по универсальной пропорции. Это позволяет грамотно использовать пространство.В таких комнатах человек ощущает себя максимально комфортно. Соорудить дом с использованием принципа золотого сечения можно самостоятельно. Главное – рассчитать нагрузки на элементы строения, и правильно выбрать материалы.Метод золотого сечения используют в дизайне интерьера, размещая в комнате декоративные элементы определенных размеров. Это позволяет придать помещению уюта. Цветовые решения тоже выбирают в соответствии с универсальными гармоническими пропорциями.Золотое сечение при строительстве частного дома
Рассмотрим с точки зрения Природоподобных Технологий.
При применении Знаний Природоподобных Технологий в строительстве жилых объектов с привязкой к местности, сам дом становится центром притяжения и силы, которая гармонизирует и создаёт сто процентную экологичность на площади вокруг дома.
Природоподобные Технологии и Метод Аркадия Осипова даёт возможность избежать ошибок уже на стадии проектирования. Метод учитывает не только размеры и объёмы дома согласно Природной Соразмерности и Шагов Пространства , но также определяет само место строительства этого дома. И ещё важно, Метод позволяет собирать комплекс частей и целого в конструкции, так как это происходит в Природе.
ЭКОЛОГИЯ ИДЕАЛЬНОГО ДОМА МЕЧТЫ И ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ
Настоящая экология – звучит самонадеянно. Но экология рукотворных объектов изначально зависит от Стандартов Природоподобия, иначе человеческая психика попадает в антиприродную среду гремучей смеси «переменных» состояний.Давайте сделаем легкий доходчивый разбор этой темы, такой важной для среды обитания человека.Экология — от древнегреческого ойкос — дом , обиталище, жилище, Родина и логос — наука, учение . В более широком смысле, это наука об изучении собственного дома, которым является дом — в котором мы живём, дом — как посёлок или город, дом — как государство или Родина.Домом мы называем нашу любимую Планету Земля. Но ведь нашу Планету нельзя оторвать от Солнечной системы, которую нельзя оторвать от Галактики, входящей в состав огромной Вселенной. Однако для большинства из нас самым близким и понятным «домом» является наше тело, в котором временно проживает наша Душа.Размеры «домов» очевидно разные, но всех их объединяет одно — ЭКОЛОГИЯ , то есть взаимодействие всех живых систем, организмов и существ между собой и с окружающей средой обитания .Так как Человек (Гомо Сапиенс) является центральной фигурой, по его мнению, этой всей «многоэтажной» конструкции, то давайте, с точки зрения человека, рассмотрим насколько возможно его гармоничное проживание в этих «домах» и взаимодействие с живыми организмами и средой обитания.Рассмотрим с точки зрения Природоподобных Технологий. Универсальный Метод Аркадия Осипова по практике применения Природоподобных Технологий , в данной ситуации, выступит как инструмент диагностики экологичности, и как способ решения проблем, связанных с отклонением и нарушением законов Природы и природного баланса.Нынешнее состояние экологии Земли, как подтверждают учёные, крайне сложное, можно даже сказать — критическое. И если вымирание мамонтов произошло по внешним причинам, то вымирание Человечества стало очень даже возможным по самопричине.Получается, что виной уничтожения человечества является сам человек, накопивший критическую массу антиэкологических плодов своей деятельности.Настало время задуматься о нашей жизни, о будущих поколениях и какой вклад мы можем внести в это будущее. Логично было бы начать разбирать науку экологию с самого «виновника» этого торжества» – человека.Сам человек создан максимально гармонично и начало любой рукотворной экологии в таком случае надо начинать с соблюдения принципов заложенных в его человеческую «конструкцию».Мы же – люди, инженерствуем по целесообразности, от ума.
Начнём анализ с дома, в котором человек живет. Разнообразие жилищ, придуманных и построенных человеком на нашей Планете, огромное множество. Но львиная доля этого разнообразия, к сожалению далека от того, что можно назвать гармоничной и благотворной средой обитания человека.С точки зрения Стандартов Природы это просто архитектурно-экологический геноцид . Но какой дом можно назвать экологичным с позиции экологии, как науки о взаимодействии живых существ между собой и с окружающим пространством?На этот вопрос сложно ответить без знания Законов Природы и их применения при строительстве объектов. Например, все наши сочленения имеют, в среднем, чёткий шаг и чёткую размерность, и, следовательно, все строительные объекты, должны соотноситься с соразмерностью заданной Природой в человеке – вот тогда и возникнет экология.Дело в том, что Природа вся состоит из определённого ритма «фиксаций» и «скачков», и как оказалось, проявленный размер человека и всего живого – имеет принципиальное значение.В чём мы — люди упустили главное в экологии рукотворной среды обитания и соответственно жилища?
Мы начали употреблять любые размеры, в любой пропорциональности, а в итоге «нахватали» размеров, а значит площадей и объёмов, которые в Природе «переменные», их нет в проявленном природном биоценозе, в природной экологии.Умом мы это явление плохо различаем, а подсознание четко «видит» то, чего нет в Природе, отсюда и комплекс проблем рождаемых человеческой цивилизацией, например массовые психологические расстройства горожан, плохой сон, депрессивность.Для настоящей экологии нам нужны исходящие от человека «правильные» размеры и правильная пропорциональность, дающие «правильные» площади и объёмы, которые по умолчанию создадут среду – природное пространство, в котором биоценоз всегда будет в равновесии, как в Природе. Человек в такой среде всегда будет чувствовать себя очень комфортно и уютно.Природоподобные Технологии и Метод Аркадия Осипова даёт возможность избежать ошибок уже на стадии проектирования. Метод учитывает не только размеры и объёмы дома согласно Природной Соразмерности и Шагов Пространства , но также определяет само место строительства этого дома. И ещё важно, Метод позволяет собирать комплекс частей и целого в конструкции, так как это происходит в Природе.При применении Знаний Природоподобных Технологий в строительстве жилых объектов с привязкой к местности, сам дом становится центром притяжения и силы, которая гармонизирует и создаёт сто процентную экологичность на площади вокруг дома.Это и есть та естественная среда обитания человека в гармоничном взаимодействии с другими живыми существами. Всё это стало возможным для осознания всеми нами, так как открытия в области Природных Стандартов и Природоподобных Технологий сделаны и систематизированы в Методе Аркадия Осипова, и доступны для тех, кто интересуется. Теперь пришло время знакомства с этими Природными принципами и использования их в нашей жизни.
Золотое сечение при строительстве частного дома
Немного математической теорииПравда, тогда санузел сильно уменьшается, но с небольшими подвижками лестницы и стен будет достаточным.
Золотым сечением (ЗС) называют такие пропорции (соотношения) в размерах отдельных объектов и их частей, при которых эти объекты (части) в сочетании выглядят более красиво и гармонично, нежели при других пропорциях.
Наверное, таких пропорций множество разных, но традиционно и безусловно в качестве ЗС выделяется число, обозначаемое греческими буквами Φ или φ, что читается как «фи», и далее обозначается строчной русской буквой «ф».
ф определяется несколькими разными способами (численными, геометрическими), которые в сущности сводятся к одному и тому же. Например, ф можно определить равенством:
№1: ф=1+1/фЧто даёт выбор центральным числа 160?
Во-первых, это число целое и круглое (с целым количеством десятков).
Во-вторых, две пары ближайших к нему чисел в этом же горизонтальном ряду очень мало отклоняются от округлённых до целых (на 0,11) и круглых (на 1,11). Т. е., если мы возьмём круглые длины саженей 60, 100, 160, 260, 420, то в их соотношениях получим ф с достаточно высокой точностью (фактически, это ряд , умноженный на 20). А если будем округлять не до десятков, а до единиц (61, 99, 160, 259, 419), точность пропорции будет вовсе за пределами разумно достаточного . При выборе центральным другого числа отклонение получается больше.
А в третьих. Взяв числа в табличке в качестве размеров в сантиметрах и сравнив со своим планом дома. я подправил этот план совсем немножечко, и получилось, что эти числа, как раз выделенные жёлтым фоном, очень хорошо попадают в требуемые размеры. А других размеров практически и нет. И очень часто рядом оказываются размеры, соседние в горизонтальных рядах таблички, т. е. соотносящиеся как ф. Или из разных строк, но соседних колонок, т. е. соотносящиеся как ф*2<х>.
Размер 3,20 не выделен просто потому, что везде лучше подходил 3,40. Величины, стоящие в табличке левее и ниже жёлтого поля, не нашли применения в основной планировке помещений в силу своей относительной малости, но при распланировке более мелких деталей ещё найдут .
Золотое сечение при строительстве частного дома
Навеяно книгой А. Ф. Черняева «Золото Древней Руси» (далее ЗДР ), лежит на сайте http://kladina.narod.ru/chernjaev/chernjaev.htm) и опытом изучения математики. На лекциях А. Ф. не был, да и книжку осилить удалось не с первого раза . Поэтому посчитал разумным коротенько изложить кое-что из дошедшего до сознания. Для многих наверняка уже дошло что-то из этого, но надеюсь, кому-то эти слова и картинки смогут помочь понять побольше из теории и уверенней перейти к практике.Фундаментальнейшее значение имеет следующее утверждение, приведённое в ЗДР: большинство людей, сравнивая длины «на глаз», не воспринимают разницы порядка 3%. (Утверждение справедливо, если сравниваемые отрезки зрительно не сопоставлены друг другу специально для сравнения, т. к. в этом случае оценивается разница длин, а не сами длины. Т. е. они должны быть разнесены в пространстве – например, лежать в разных направлениях, и тогда для оценки длин необходимо движение глаз.)Отсюда следует, что точность вычислений не слишком важна , и в дальнейшем на это утверждение буду ссылаться. Хотя большинство выкладок либо просто точные, либо близки к точным.Немного математической теории
Золотым сечением (ЗС) называют такие пропорции (соотношения) в размерах отдельных объектов и их частей, при которых эти объекты (части) в сочетании выглядят более красиво и гармонично, нежели при других пропорциях.
Наверное, таких пропорций множество разных, но традиционно и безусловно в качестве ЗС выделяется число, обозначаемое греческими буквами Φ или φ, что читается как «фи», и далее обозначается строчной русской буквой «ф».
ф определяется несколькими разными способами (численными, геометрическими), которые в сущности сводятся к одному и тому же. Например, ф можно определить равенством:
№1: ф=1+1/фДалее будут написаны некоторые формулы, если Вы их не воспринимаете, то Вам остаётся поверить на слово, что они красивые и правильные .
Для удобства вёрстки формул в простую строку понятие «число х в степени у» будет обозначаться как «х<у>». Буквы «а», «х», «у» обозначают любые числа.
Для тех, кто желает формулы читать, напомню ещё, что числа можно возводить в степени нецелые и неположительные. Приведу некоторые математические факты и обозначения; равенства справедливы для любого х, не равного 0:
х=х <1>
1/х=х<–1>;
1=х<0>;
корень из у степени х – это у в степени 1/х, т. е. у<1/х>. Т. е. квадратный корень из 5 будет обозначаться как 5<1/2>.
а<х>*а<у>=а<х+у>.
В частности, используя нашу систему обозначений, можно написать равенства:
х*1/х=х<1>*х<–1>=х<1–1>=х<0>=1,
х<1/2>*х<1/2>=х<1/2+1/2>=х<1>=х.
Возводя а <х>в степень у, получаем (а<х>)<у>=а<х*у>.
В частности, х<1/2>*х<1/2>=(х<1/2>)<2>=х<1/2*2>=х<1>=х.
Если Вы смогли это прочитать, дальнейшие выкладки будут сущей элементарщиной .Возвращаемся к нашему ф
Определение №1, написанное выше специально из соображений наиболее простой записи, можно домножить на ф и получить:
№2: ф+1=ф*ф=ф <2>
Т. е. число ф обладает свойством: результат возведения его в степень вычисляется операцией сложения! Что очень удобно для действий с мерами, фиксированными в материале. Приложил одну палочку к другой – и получилось умножение на ф .У квадратного уравнения №2 есть 2 решения:
ф=(+–5<1/2>+1)/2, ф1=1,618034. ф2=–0,618. =1–ф1
Положительное решение ф1 и есть то самое «золотое» ф, которое каждый при помощи простого калькулятора может вычислить с точностью, значительно превышающую практически потребную . Для практического строительства с совершенно чистой совестью (см. утверждение в самом начале) можно считать ф равным 1,618 – точность около 0,002%, или 1,62 – точность около 0,12%, или даже 1,6=8/5 – точность около 1% . Без использования рулетки определять 1/5 может статься сложнее, чем 1/8 (1/8 – это просто деление пополам 3 раза), и тогда удобно для ф пользоваться приближением 13/8=1,625 – точность около 0,4%
ф2 можно называть «ф малое» для отличия от ф, но поскольку оно получается из ф одним простым действием, смысла использовать отдельное обозначение для этой величины нет.
Не могу отказать себе в удовольствии выписать ряд последовательных приближений числа ф простыми дробями, что также можно использовать для получения на практике соотношений, близких к ф:
1, 1+1/1=2/1, 1+1/2=3/2, 1+2/3=5/3, 1+3/5=8/5, 1+5/8=13/8, 1+8/13=21/13, 1+13/21=34/21, 1+21/34=55/34, 1+34/55=89/55, .
Числа в дробях выше известны также как члены ряда Фибоначчи (прозвище итальянского математика), но в это вдаваться не будем.И, наконец, заметим особенности числового ряда:
№3: 1, ф, ф<2>, ф<3>, ф<4>, .
Этот ряд можно продолжить и влево:
№4: . ф<–3>, ф<–2>, ф<–1>, 1, ф<1>, ф<2>, .
В фигурных скобках обозначена степень, в которую возводится ф при получении каждого из элементов ряда №4, и эти степени образуют ещё более простой ряд:
№5: . –2, –1, 0, 1, 2, 3, . но речь не об этом.
Все элементы ряда №3 (№4) получаются из предшествующего умножением на ф, но если вместо ф взять другое число, что изменится?
Уникальность ряда №3 (№4) в том, что каждый элемент является суммой двух предыдущих, что вытекает из определения числа ф (формулы №1 и №2).
Ещё чуть по-другому свойства ряда можно переформулировать так: каждый элемент равен квадратному корню из произведения двух соседних элементов (по определению ряда – степени числа ф), а также их разности (по свойствам числа ф, определённых формулами №1 и №2).А теперь, наконец, к саженям!
В ЗДР приведён «Русский Всемер», полученный архитектором А. А. Пилецким, исследовавшим системы пропорционирования в древнерусской архитектуре. Это набор саженей, имеющих собственные названия, длины которых определены опытным путём, приблизительно, «методом усреднения многих образцов измерительных инструментов», «с предполагаемым допуском +-1,5 см». Что, как замечено в самом начале, для зрительного восприятия их соотношений несущественно .Из долгого и пристального рассмотрения длин в этом наборе извлечён факт: все эти сажени образуют слегка модифицированный ряд №3, в котором все пары соседних величин дают в соотношении число ф либо ф/2 с точностью до 3-го знака после запятой! Т. е. то самое 1,618 .
Приблизительность определения приведённых в ЗДР величин, конечно, даёт возможность некоторой подгонки под результат, но результат того, безусловно, стоит .Ниже приведена таблица, копирующая Матрицу 3 в ЗДР, с расширением с двух сторон на колонку, чтобы вместить все 14 поименованных саженей. (Кстати, в тексте на http://kladina.narod.ru/chernjaev/chernjaev.htm в одном месте опечатка в длине египетской сажени: вместо 166,3 написано 163,3.) Длины саженей (все в сантиметрах) выделены жирным шрифтом. Чем же эта таблица примечательна?
Каждый диагональный ряд слева вверх – это просто ряд степеней ф! (Умноженный на длину сажени, от которой он начат.) Т. е. наш ряд №4. А каждая колонка есть ряд степеней числа 2 (также домноженный на длину сажени, попавшей в эту колонку). Отсюда: каждый элемент в строке таблицы получается из стоящего слева от него умножением на ф/2: умножением на ф получаем следующий элемент в диагональном ряду (справа вверху), и делением на 2 возвращаемся на ячейку вниз.Исключив из рассмотрения Городовую сажень, т. к. она просто удвоенная Малая, наблюдаем в таблице повторяющиеся ступеньки из трёх саженей.
Т. о. последовательность длин саженей «Русского Всемера» есть ряд степеней ф (ряд №4) с небольшими модификациями (т. е. уже не чисто степенной ряд). А именно, он домножен на некоторое число – длину одной из саженей, и каждый последующий элемент получается из предыдущего умножением на ф, но иногда ещё и с делением на 2. А точнее, умножение на ф делается на каждом шагу, а деление на 2 – на двух шагах из трёх. Т. о. за каждые три шага получается умножение на ф*ф/2*ф/2=ф<3>/4=4,236/4=1,059 (что близко к 2<1/12>, но речь сейчас не об этом). По этим закономерностям можно продолжать ряд саженей сколь угодно далеко, если вдруг не хватит уже имеющихся.
Но есть определённая прелесть в том, чтобы обойтись малым. Дело в том, что исходная «золотая» пропорция – это всё-таки одно число ф, один шаг по таблице, и с каждым следующим шагом домножения/деления на ф или 2 итоговое соотношение результата с начальным числом отдаляется от ф. И чем ближе друг к другу числа в таблице, тем их соотношение ближе к ф. Так что несколько компактно расположенных ячеек в таблице выше выделены неспроста, но подробнее об этом дальше.Но сперва.
Небольшой практикум. Потренируемся на кошечках
Это лирическое отступление для интересующихся геометрическими построениями. С дальнейшим изложением оно не связано и к прочтению необязательно.Если мы решили обойтись саженями без обычных измерительных инструментов, нам всё-таки желательно сделать эталоны своих мер. Для начала фиксируем в материале (палочке, верёвочке, . ) сажень 1 – единичную, начальную, и строим из неё сажень ф.Это возможно разными способами. Вообще говоря, гораздо проще и надёжнее исходную сажень поделить пополам 3 раза, полученную 1/8 отложить 13 раз, и готово. Но мы лёгких путей не ищем, и других не пустим, а займёмся геометрическим построением.
Первым делом надо научиться строить прямой угол и делить отрезок пополам. Это несложно, но проще всего взять готовый угольник и верёвочку.
От вершины прямого угла откладываем в две стороны 1 и 1/2, получаем третью сторону треугольника, равную 5<1/2>/2, и добавив к ней уже отложенную 1/2, получим в точности ф.
Далее для забавы берём тот же треугольник, продолжаем короткую сторону подальше (на 1 хватит), и от вершины, противоположной этой стороне, откладываем уже имеющийся отрезок ф до пересечения с ней (этой самой стороной). Получаем ещё один прямоугольный треугольник со сторонами 1, ф – диагональ, и третьей стороной ф <1/2>(по теореме Пифагора ф<2>=ф+1 – соотношение №2).Получив ф из 1, сложением из этой пары получаем ф+1=ф<2>, вычитанием – ф–1=ф<–1>, фиксировать их уже нет необходимости, поскольку из наших двух палочек они получаются одним действием. Можно даже обойтись одной палочкой длины ф, разделив её отметкой на части длиной 1 и ф<–1>.
Операции сложения и вычитания можно повторить, и таким образом пара саженей простым сложением порождает ряд мер длины, сохраняющих в своих соотношениях ф – золотое сечение.
Но при вычитании растёт относительная ошибка (при сложении этого чудесным образом не происходит , накапливается только абсолютная погрешность). Поэтому есть смысл начальную сажень взять достаточно небольшой, чтобы не было необходимости строить много меньших, но и достаточно большой, чтобы меньше возиться с построением больших .
Что же взять в качестве исходной меры длины, от которой дальше построим систему саженей?
Можно взять и обычный метр , почему нет? Всё равно сейчас без него никто полностью не обойдётся, хотя бы для прикидки соотношения саженей со стандартными размерами товарных стройматериалов. К числам, задающим соотношения, приписываем обозначение метра, и получаем конкретные длины. На калькуляторе всё считаем, рулеткой всё измеряем.Ближе к телу!
Но! Что мы строим? Ответов может быть, конечно, много, но в данном случае мне интересен следующий.
Дом для себя, любимого, и для любимой половинки, и любимых деточек. Но семья тоже своя, а потому – не избрать ли мерой себя? Или половинку . Или что-то общее. Значит, саженью, которой будем всё мерить, должно быть не что-то, взятое со стороны или вообще невесть откуда, а Своя сажень!
Однако, каким образом её из себя извлечь – вопрос отдельный. Наводящее соображение: таким, чтобы было удобно эту меру по мере надобности воспроизводить и использовать. Т. е. с ростом, например, это проделывать мне представляется затруднительным. А вот с размахом рук – другое дело, и половинные доли получать тоже легко. Словом, не зря доли саженей называются по частям руки.Пляшем от печки!
Точнее, от лежанки на печи . Ведь именно на ложе человек проводит значительную часть жизни, и по времени, и по количеству положительных эмоций . Если печь у Вас такая маленькая, что лежанка на ней не помещается, – значит, не русская, и плясать от ней нечего.
Хотя и в этом случае главная лежанка должна быть у печки или над ней – мы же строим энергоэффективный дом. И даже если в нём будет стоять бодрящая прохлада (для экономии ресурсов, как материальных, так и времени), спать хочется в тепле.
Словом, размеры любимой лежанки вполне заслуживают того, чтобы стать эталоном измерения прочих параметров дома. А определяются эти размеры из соображений удобства пользователей лежанок, т. е. из размеров их тел.Или от стола у подоконника?
Но и это ещё не всё. Помимо горизонтальной планировки, в доме есть ещё вертикальные элементы, и с их размерами определённости гораздо больше. И если высотой потолка, двери и окна ещё можно как-то «играть», то высота стола, подоконника (которую разумно приравнять к высоте стола), сидячего места простора фантазии не оставляет. Чуть больше или меньше – и это будет уже неудобно, если не для хозяев, то, во всяком случае, для гостей. Высоту шкафов, антресолей, полочек и т. п. очень практично выбирать из соображений досягаемости без подставок или с одного стула, и это тоже задаёт привязку к росту обитателей с очень небольшим допуском.Вообще, отталкиваться имеет смысл именно от внутренней планировки, т. к. именно она будет перед глазами. Наружную тоже стоит рассмотреть, но дом при обозрении снаружи в сравнении с окружающей природой имеет меньшее количество деталей, занимает меньшую часть пространства и обзора, и вообще имеет меньшее значение .Ещё ближе к делу.
Я вот себе домик запроектировал в метрах, потом написал то, что выше, и стал думать, как на сажени перейти. И думая, рассматривал свои наброски и различные численные соотношения. И придумалось вот что.Или всё-таки ближе к метру?
Придумалась первым делом матрица (см. ниже), похожая на Матрицу 3 в ЗДР (см. выше о «Русском Всемере»). Фактически, та же самая, только чуть повёрнутая, удобнее её так рассматривать. В ней степени числа ф идут по строкам, а по столбцам так же идут степени 2. И идут они до бесконечности во все стороны от одного центрального (начального) числа. В выборе которого мы ничем не ограничены, и стоит его выбрать так, чтобы это было наиболее удобно. И в данном конкретном случае самым интересным оказалось выбрать число 160.
Выделенные жирным в табличке числа – это почти те же самые сажени в «Русском Всемере», разница 0,2%. (Напомню, что матрица по определению бесконечная, и прочие сажени из «Всемера» лежат рядом по направлению влево вверх, а сами сажени во «Всемере» определены с точностью порядка 1%).Что даёт выбор центральным числа 160?
Во-первых, это число целое и круглое (с целым количеством десятков).
Во-вторых, две пары ближайших к нему чисел в этом же горизонтальном ряду очень мало отклоняются от округлённых до целых (на 0,11) и круглых (на 1,11). Т. е., если мы возьмём круглые длины саженей 60, 100, 160, 260, 420, то в их соотношениях получим ф с достаточно высокой точностью (фактически, это ряд , умноженный на 20). А если будем округлять не до десятков, а до единиц (61, 99, 160, 259, 419), точность пропорции будет вовсе за пределами разумно достаточного . При выборе центральным другого числа отклонение получается больше.
А в третьих. Взяв числа в табличке в качестве размеров в сантиметрах и сравнив со своим планом дома. я подправил этот план совсем немножечко, и получилось, что эти числа, как раз выделенные жёлтым фоном, очень хорошо попадают в требуемые размеры. А других размеров практически и нет. И очень часто рядом оказываются размеры, соседние в горизонтальных рядах таблички, т. е. соотносящиеся как ф. Или из разных строк, но соседних колонок, т. е. соотносящиеся как ф*2<х>.
Размер 3,20 не выделен просто потому, что везде лучше подходил 3,40. Величины, стоящие в табличке левее и ниже жёлтого поля, не нашли применения в основной планировке помещений в силу своей относительной малости, но при распланировке более мелких деталей ещё найдут .Ещё для распланировки полезно заметить закономерности сложения чисел в матрице, приведённые на отдельном рисунке. Одним цветом выделены группы ячеек, числа в которых в сумме дают число в ячейке со звёздочкой. Эти закономерности независимы от того, в каком месте матрицы расположены ячейки, важно только их относительное расположение.
Это образец возможной планировки, смысл публикации которого здесь – иллюстрация, насколько хорошо она может укладываться в пропорции ЗС, оставаясь разумной. Тем не менее, сей образец чудесным образом очень близок к тому, что в данный момент я собираюсь строить лично сам . Хотя полагаю, что и другие планы тоже можно откорректировать до золотых пропорций без существенных переделок.Все величины приведены в метрах, округлены до дециметров, так смотрится проще, хотя легко поправить и до сантиметров. И все их легко найти в жёлтых клеточках таблицы выше! Вертикальная планировка (высоты)
Сидячее место – лавка, табурет, стул, лежанка: 0,5
Стол, подоконники (кроме парилки), окно в парилке: 0,8
Окна (кроме парилки), подоконники в парилке: 1,3
Верх окон и двери от пола, потолок в парилке: 2,1=1,3+0,8
От верха окон до потолка: 0,5
Потолок от пола: 2,6=1,3+0,8+0,5Большие окна имеют размеры 1,3*1,3 (высота*ширина), в парилке 0,8*0,5, в прихожей и рядом 1,3*0,5. Можно делать окна и по размеру 1,6, тогда от верха окон до потолка будет 0,2, тоже число из таблички (округлённое 18,89). Света будет больше, но и уход тепла тоже.Горизонтальная планировка
Первый этаж изображён на плане (см. ниже, красные и синии линии – элементы других уровней). Второй пока не дорисован, но он попроще.
В центре – печь с лежанкой, заштрихована труба, отделяющая лежанку от кухни.
Размеры лежанок выбраны с запасом: 2,0*1,0, ширина широких (на печи и рядом с ней в спальне) 1,6. Лежанки, показанные светло-серым – это места, куда при надобности расширяются лавки, но в обычное время используемые для свободного прохода.
Столы нарисованы с размерами 1,0*1,6 и 1,2*2,0 (великоват, но это ж всё с запасом).Толщина внешних стен и свес крыши над стеной сделаны по 0,5, и это с запасом, можно меньше.
Красная линия – контуры крыши, края и линии стыковки скатов, пожирнее проведены коньковые (самые верхние) балки длиной 13 м и 8 м, эти числа нам уже знакомы . Точка пересечения коньковых балок делит длинную пополам (по 6,5), а короткую на отрезки 6,6 и 1,4, (это пока, можно подогнать под табличку: 6,7 + 1,3 или 6,5 + 1,5). На север смотрит большой скат с маленьким фронтоном (через который можно выбираться на крышу), на юг, восток и запад – большие фронтоны. Над выступающими северными углами свес не запланирован, т. к. там будут примыкать крыши веранды и сарая.
Синим показан вариант вписывания одной из потолочных балок, так, чтобы не мешать лестнице наверх и окну в санузел (там подпорные столбы). Хотя пролёт 5,2 м подпоров не требует (такой будет в спальне), при желании можно ещё поставить столб возле рукомойника, но тогда ширина прохода у печи сократится с 1,6 до 1,3.Планировочные идеи
Планировка рождалась долго (но в радости ), чтобы вместить в себя побольше идей при условии разумной достаточности, и немножко сверх того. Возможно сокращение некоторых размеров, но при этом суммарный уровень реализации идей будет уменьшаться. Фен-шуй и Васту-шастрой я увлекаться не стал, хотя на всякий случай вход предусмотрел с севера.Идеи я наверняка за раз не все припомню, но основные следующие:
• достаточное для семьи пространство и эффективность его использования,
• светоэффективность – максимальное использование естественного освещения,
• теплоэффективность – максимальное снижение возможностей ухода тепла + возможность ограничить отапливаемый объём одной, двумя или тремя самыми утеплёнными комнатами (парилка, предбанник, спальня).
Заметим, что все эти три идеи попарно противоречивы, и в их оптимальном сочетании одна из основных задач архитектуры и состоит. Например, высота 2,6 больше стандартной для квартир (2,5) и для сельских домов, это лишний отапливаемый объём, и тёплый воздух будет как раз сверху. (Хотя сделать меньше никто не помешает, ближайшие числа в таблице 2,44 и 2,09, а можно и к ней так не привязываться.) Но с другой стороны, вопросы отопления тоже решаемы, а пространство над головой – это хорошо, особенно, когда ты на печке .Эффективность использования пространства – это возможность повсеместного размещения предметов обстановки и доступа к ним и минимизация площади, на которой размещение или доступ затруднены. На плане показаны возможное размещение столов с пространством для сидения вокруг и спальных мест, и предусмотренные проходы. Все остальные предметы домашней обстановки занимают меньше площади, поэтому очень низка вероятность, что где-то не поместится что-то нужное и большое.
Все комнаты – выпуклые фигуры, т. е. без выступающих внутрь углов.Количество спальных мест, обозначенных на плане, значительно превышает расчётные потребности обычной семьи (есть ещё мансардный этаж, предполагается, летний), но это даёт свободу выбора конкретного размещения и хороший запас на случай неожиданного появления большого количества гостей или детей. Северная и южная стороны дома спланированы с учётом специфики этих направлений. Основные жилые комнаты – гостиная всеми своими тремя окнами, спальня и кухня – обращены на солнечные стороны для улавливания света. На север смотрят в основном стены, дополнительно прикрытые сараем и верандой от холодных ветров.
А вот восточную и западную стороны можно спокойно поменять местами (сделать планировку симметрично относительно оси север-юг), это уже зависит от соображений по размещению спальни и кухни в условиях конкретного поместья.
Парилка выходит на улицу всего двумя короткими участками стен, где размещены окна. Солнце в них попадает напрямую в первой половине дня (с юго-востока) и на закате летом (с северо-запада, если не помешает веранда). Это самая утеплённая комната, и при нежелании прогревать остальные вполне можно ночевать и в ней, на двух уровнях на полках и на полу под верхним.Двери, показанные с открытием в 2 стороны, на самом деле запланированы двойными для лучшей изоляции. Дверной треугольник возле санузла задуман для того, чтобы можно было в санузел проходить и из предбанника, не одеваясь, и из остальной части дома, в предбанник не заглядывая, и он же фактически двойная дверь для сохранения тепла в предбаннике.
Предбанник – ещё и комната для гостей. Проход из спальни в него будет нужен не всегда, но в определённых обстоятельствах пригодится, например, на некоторое время до и после рождения деточек . А также для обогрева спальни теплом из парилки. Или просто чтобы тем же деткам побегать по дому кругом.Подвал пока не предусмотрен, и фундамент под печку в центре этому не способствует. Но сделать можно и небольшой подпол с люком где угодно, и большой подвал, а вход в него под лестницей наверх (где на плане показан приёмный элемент санузла). Правда, тогда санузел сильно уменьшается, но с небольшими подвижками лестницы и стен будет достаточным.Под северным скатом крыши предполагается размещение водяных баков и аккумуляторов. Это даёт минимизацию длины шлангов в санузел и парилку и минимизацию длины проводов для освещения, что существенно для низковольтной проводки, и батареи на крыше будут близко к аккумуляторам.Газовый баллон летом можно держать вне дома в ящике у стены кухни, а зимой для него подходящее место в шкафу рядом с плитой.Конструкция
Конструкция стен предполагается каркасная, утеплитель – солома с глиной. Хотя ничто не помешает применить любой другой материал, хоть брёвна. Преимущество каркасной технологии в возможности максимально быстро закончить критический важный этап – подведение под крышу. И под этой крышей уже можно будет жить и творить, занимаясь закрытием стен и прочими делами без подгоняющих обстоятельств.
А самый первый этап стройки – каркас парилки под плоской временной крышей. И он уже обеспечит сравнительно комфортные (в сравнении с палаткой ) условия для размышлений, что как делать дальше. Его можно делать даже без фундамента, хотя желательно уже на нижней обвязке. Дальнейшие этапы – утверждение окончательного плана, закладка фундамента, перенос на него нижней обвязки с парилкой. После чего можно в подходящий момент начинать ударную стройку основного каркаса с крышей.Вот насчёт печки пока думаю. Вроде, великовата получается (расход материала на саму и на фундамент, долгий прогрев), и примыкающие к ней стены будут скрадывать её настоящие размеры (те самые пропорции ЗС). И с высотой надо разобраться, пока рабочие варианты соотношения высоты самой печи к пространству над ней 1,3:1,3, 1,37:1,22 и 1,6:1,0. Но в последнем случае уже стоит сделать над печкой участок потолка повыше, чтобы можно было там двигаться с меньшей угрозой для головы.
Также она планируется быть на общем фундаменте со стенами и, возможно, служить несущей опорой для перекрытий, но можно и разгрузить её, поставив рядом столбы.Настоящая практика!
А теперь, после всех этих золотых пропорций, что можно сказать о реальной практике? Самое главное – это что всё совсем не так, как в теории и в плане . В реальных строениях стены не то, что не параллельные, и не вертикальные, а вовсе даже и не плоские, углы, ясно дело, не прямые, размеры, следовательно, зависят от места приложения мерила весьма заметно. А если стена, скажем, бревенчатая, то в каком месте мерить расстояние до неё: по горбу бревна, или по впадине между брёвнами?
Словом, благодаря нашим мудрым строителям, мы благополучно живём в «живых фигурах» (термин из ЗДР), не то, что какие-то там новые русские, которым всё выводят строго ровно параллельно.Пропорции воспринимаются визуально, и если линии конструкции в Вашем строении под ЗС не подходят, их можно заретушировать и нарисовать подходящие.
Золотое сечение при строительстве частного дома
Рис. 7. Иллюстрация к задаче 1Пример 2. Найти неизвестный член пропорции: .Такое разделение относительно просто запроектировать в двухэтажных домах, где естественной границей является лестница, но в одноэтажном доме оно требует от архитектора большей изобретательности.
Архитектурные пропорции древнерусского дома
Опубликовано: 18.08.2012 Рубрика: Строительство Просмотров: 8325Одноэтажный, развитый по горизонтали дом состоит из двух прямоугольных блоков, стоящих под углом. Центральная часть в виде сегмента круга соединяет оба блока. Этот оригинальный план позволил удобно разместить дом на участке и развернуть его широким фасадом в сторону садаВопреки расхожему мнению, в деле проектирования домов художественным амбициям архитектора отводится отнюдь не главная роль. Ценность дома прежде всего зависит от его функциональности и долговечности.Проектирование домов — скорее ремесло, нежели творчество. Дом должен быть красивым, солидным и комфортным. Воспринимать его, как произведение искусства нельзя — это может привести к недоразумениям между заказчиком и архитектором. Часто поводом для разногласий становятся чрезмерные амбиции архитектора, в то время как именно требования заказчика должны стоять во главе угла. Задача архитектора — найти решения, которые удовлетворят обе стороны.И помнить — многочисленные изменения, вносимые заказчиком в проект, как правило, свидетельствуют об отсутствии понимания между ним и архитектором. Поэтому не стоит обвинять заказчика во вмешательстве в авторское видение, а лучше задуматься, учтены ли его потребности? Если архитектор не способен их реализовать, то не должен делать ему проект.
Выразительно выделяющаяся простая крыша является важным элементом архитектуры дома. Несмотря на то, что основная жизнь в доме проходит на первом этаже, мансардные окна обеспечивают дополнительное освещение пространства под крышей