Чертежи лодки из фанеры

Чертежи лодки из фанеры

Чертежи лодки из фанеры

Весло для судна из фанерных листов можно изготовить из березовой доски толщиной в 3,5 см. На конце обязательно нужно запилить шип и сделать ручку. На этот элемент нужно надеть резиновое кольцо, чтобы избежать стекания воды. Конец лопасти понадобится оббить латунной полосой, загнув ее с двух сторон. Весло понадобится обработать олифой, после чего прокрасить.

Как делаются самодельные лодки из фанеры?

В специализированных магазинах можно найти достаточно большое количество лодок разных форм и размеров для туризма и ловли рыбы. Несмотря на это многих интересует самодельная лодка из фанеры.

Чертеж лодки из фанеры.Преимущества лодки из фанерных листов:

  1. Небольшой вес конструкции. Следует знать, что клееный шпон весит намного меньше, чем сплошной массив дерева.
  2. Устойчивость конструкции. Лодка монтируется из цельных фанерных кусков и имеет четкие геометрические пропорции.
  3. Невысокая стоимость, которая состоит из стоимости фанерных листов, досок, клеящей смеси и грунтовочных составов, которыми обрабатываются фанерные лодки.
Любой человек, который имеет некоторые навыки в столярном мастерстве, сможет изготовить подобную лодку приблизительно за 1 день.
Стоит отдавать предпочтение ровным доскам, длиной 5 метров и шириной 150 мм. Необходимо выбирать ровные доски, не имеющие сучков и подгнивших мест.

Терминология: из чего состоит лодка

Киль — главный элемент корпуса, являющийся основой для закрепления всех деталей. Нос лодки называют форштевень, на противоположной стороне конструкции располагается ахтерштевень. Вместе они обеспечивают требуемую жесткость. Поперечные детали, обеспечивающие изгиб корпуса и жесткость, называют шпангоутами.
Борта образуются досками, расположенными над форштевнем и ахтерштевнем, которые при установке конструкции соединяют со шпангоутами. Заготовленный корпус сверху оббивают фанерой, а на дне лодки делают специальный настил, который называется слань.
Длина фанеры для борта будет равна длине трансформированных брусов (верхнего и нижнего соответственно). Ширина будет ровная длине носа с одной стороны и длине транца с другой.

Проклеиваем водоустойчивым клеем все стыки фанер. Обрабатывайте клеем все участки лодки, которые на ваш взгляд, получились уязвимыми.Далее зашиваем нос лодки и крепим сидения. Обшиваем лодку с внутренней стороны (по желанию). Можно сделать пол и не обшивать борты, все зависит от того, как много у вас фанеры. Не обшивайте лодку с внутренней стороны доской, это добавит лишнего веса.

Все оставшиеся детали так же на ваш вкус, лодка готова и ее можно ставить на воду.

По этапу выгибания собственно шпангоута у нас было много вопросов — два главных — доски какой толщины использовать и каким способом создавать усилие на изгиб доски. Про толщину досок одолевали сомнения — норвежцы предложили использовать доски толщиной 20 мм. При этом все, с кем мы обсуждали этот момент в Архангельске — когда искали лес, когда обсуждали техпроцесс — первым делом начинали сомневаться, что получится гнуть шпангоуты из двадцатки — ломаться будет. Заронили в нас зерно сомнения. Но мы всё-таки решили поверить норвежским профессионалам, и вот момент истины — будем проверять, как гнется пакет двадцатимиллиметровых досок. Способ загнуть пакет тоже обсуждали очень бурно. Норвежцы предложили использовать винтовые домкраты — но найти такие с метровым вылетом мы не смогли. После долгих обсуждений альтернатив решили использовать грузовые тали — они позволяют прикладывать усилие практически в любом направлении и обеспечивают перемещение на любое необходимое расстояние.
Доски перед укладкой в пакет прогоняем через рейсмус.

Фанера шпонированная

Лодка из фанеры своими рукамиВместо предисловия считаем нужным сообщить, что за работы следует браться только тем, кто имеет неплохую теоретическую и практическую подготовку в выполнении столярных работ своими руками. Кроме того, вы должны выучить несколько специфических терминов и уметь читать чертежи. Теперь вам придется запастись терпением – лодка за несколько дней не делается, для ее изготовления понадобится не одна неделя времени.Мы выбрали один из наиболее простых вариантов лодки на 2÷3 человека, в ней можно кататься и ловить рыбу. Хотя ее внешний вид многих не порадует, зато она довольно устойчива и безопасна. При желании можно закрепить бензиновый двигатель.

Конструкция лодки и необходимые материалыДлина лодки примерно 4,5 метра, ширина примерно 1 метр и глубина 40 сантиметров, состоит из деревянного каркаса и обшивки из фанеры. Фанеру нужно иметь специальную, склеенную смоляными клеями, с повышенными показателями влагостойкости. Основой лодки служит киль, в носовой части к нему прикрепляется форштевень, который образует форму носа, ахтерштевень крепится в кормовой части. Штевни с килем составляют прочную продольную связь корпуса, шпангоуты деревянных ребер служат для обеспечения поперечной устойчивости. Нижняя часть шпангоута носит название флортимберса, боковые части называются футоксами.Верхние концы штевней и шпангоутов должны между собой скрепляться досками только после обшивки, это обеспечит повышенную жесткость всей лодки. Довольно непривычные слова для уха непосвященного, но их нужно выучить в обязательном порядке.Заготовка деталейЛодка собирается на стапеле – обыкновенном возвышении из досок длиной 3 метра и высотой 0,8 метров. Фанерная обшивка изгибается из целых листов фанеры, таким способом удается минимизировать количество швов лодки. У вас останется только два шва в местах соединения ко второму и четвертому шпангоутам, часть шва придется на киль. Форму лодки определяет форма шпангоутов, по которым придется изгибать, изгиб следует делать максимально плавным, небольшой излом должен остаться только на ватерлинии.Фанеру нужно брать из березового шпона, сучков и трещин не должно быть. Понадобится два листа стандартных размеров 1,5×1,5 м. Кроме нее для постройки лодки нужно заготовить сосновые доски толщиной 15 и 25 мм, ткань для покрытия корпуса, гашеную известь, олифу и масляную краску, гвозди, весельные уключины и болты для их крепления. Количество материалов зависит от размеров лодки.Первыми нужно заготовить шпангоуты. Для обводки контуров следует применять гибкую рейку, шпангоуты должны быть симметричными. Вырисовку нужно делать не спеша, после окончания вырисовки необходимо сложить лист бумаги пополам – все контуры должны совпадать. Так проверяется правильность чертежа. Если у вас линии не совпали – придется начинать все с начала. Контур перенести на доски, расположить линии вдоль волокон, отчертить и выпиливать.Шаблоны футоксов, как и сами футоксы, советуем делать с запасом, они вам пригодятся во время сборки каркаса – устраняется опасность недостаточной длины. По чертежам вырезаем и эти заготовки.По такому же алгоритму следует заготовить форштевень и штевень, вырезать и скрепить их между собой. Из ровной доски выстругиваем киль, бортовые доски и транец-доску. Теперь можно приступать к сборке каркаса.Сборка каркаса лодкиРаботы начинаются на верстаке, а заканчиваются на земле. На верстак ложится киль, с одного конца в замок прикрепляется ахтерштевень с транцем, с другого конца крепится форштевень. Соединения можно выполнять гвоздями или шурупами. Внимательно проверяйте все размеры, не должно быть перекосов или изгибов, каркас должен иметь плавные линии. Отверстия под гвозди лучше предварительно просверлить, острый конец гвоздя с внутренней стороны нужно загибать. Можно использовать для соединения алюминиевые заклепки, но не у всех есть возможность использовать такой метод фиксации элементов.

После штевней устанавливаются шпангоуты, на них строго по одной линии нужно сделать надрез под киль. Во время фиксации шпангоутов следите за их правильным расположением, все углы должны быть строго перпендикулярными. После окончания крепления можно приставлять боковые доски, концы досок следует туго привязать к форштевню. После этого ими осторожно огибают вокруг шпангоутов, поджимают к транцу и привязывают. В результате у вас получится жесткий каркас лодки, можно приступать к обшивке фанерой.Обшивка каркасаТеперь конструкцию следует перевернуть вверх килем и начинать обшивку. Перед этим нужно «смалковать» поверхность шпангоутов, это позволит прилегать к ним фанере по всей ширине. Угол смалковки у каждого шпангоута разный и зависит от длины и кривизны каркаса. Для кормовой и носовой части лодки фанера вырезается в виде трапеции, около верхнего основания нужно сделать закругленный вырез к центру, до нижнего шпангоута нужно сделать прорез. Перед тем, как изгибать фанеру, ее нужно обязательно хорошо увлажнить, лучше всего распарить в кипятке, горячую воду следует менять по мере остывания.

Волокна наружных слоев нужно расположить только вдоль борта, это очень важно. В противном случае изогнуть фанеру почти невозможно. Когда фанера согнута по длине, надо карандашом отметить места ее прилегания к краям шпангоута, форштевня и борта. Фанера снимается, вычерчивается параллельная линия к отмеченной, отступ между линиями должен равняться половине ширины элементов окончательного крепления. Можно отрезать излишки и прикреплять первую заготовку. По такому же алгоритму проводится изгиб, отмер и отрезка всех остальных частей обшивки лодки.Финишная отделка и покраскаДля повышения прочности корпус следует обтянуть тканью, все швы заделать специальной лентой на эпоксидной смоле. Выступы и неровности зашлифовать шлифшкуркой, очистить от пыли и покрасить масляными красками. Теперь готовьте весла, сиденья, установите уключины, сделайте переднюю и заднюю банку. Если «за ботом» еще не наступила зима – можете испытывать. Если уже «море» замерзло – терпеливо ожидайте следующий приход весны.

← Изготовление из фанеры большого универсального стеллажа Гардеробная в стиле минимализма – удобно, красиво, просто и недорого →

Обсуждение закрыто.